Долгая дорога к большой нефти
«Вначале было слово»… Это по Библии. Но в стране воинствующего атеизма «словом» считалось решение партийного съезда. «Завершить строительство железной дороги Тюмень — Тобольск -Сургут», — записано в Директивах XXIV съезда КПСС.
В соответствии с распоряжением Совмина от 8 декабря 1965 года «О строительстве железнодорожной линии Тюмень — Тобольск -район Сургута» управление строительства «Абаканстройпуть» передислоцировано в Тюмень и переименовано в управление строительства «Тюменьстройпуть». На новую грандиозную стройку из Абакана в Тюмень была переброшена и 19-я отдельная железнодорожная ордена Кутузова бригада.
В 1972 году участок железной дороги протяженностью 222 километра от Тюмени до Тобольска введен в постоянную эксплуатацию. 5 августа 1975 года первый поезд проследовал по двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут. «… за успехи в выполнении Директив XXIV съезда и социалистических обязательств по строительству железнодорожной линии Тюмень — Сургут, Тобольского и Сургутского речных портов. управление «Тюменстрой-путь» и 19-я железнодорожная бригада 4-го железнодорожного корпуса железнодорожных войск министерства обороны награждены орденами Трудового Красного Знамени».
В ответ строители решили на год сократить срок строительства линии Сургут — Нижневартовск (216 километров) и начать сооружение новой магистрали от Сургута к вновь открытым нефтяным месторождениям Приобья и к газовым промыслам Крайнего Севера.
По свидетельству Александра Паршкова, главного инженера проекта дороги Сургут — Уренгой, задание на проектирование было выдано Сибгипротрансу в июне 1975 года, в июле начались изыскания, а 21 апреля 1976 года уложен первый километр от станции Ульт-Ягун в сторону Уренгоя. Рабочая документация на земляное полотно и искусственные сооружения выдавалась не только до утверждения технического проекта, но даже до его разработки, чертежи выполнялись, что называется «под лопату».
Впервые в практике строительства железных дорог в нашей стране поселки эксплуатационников размещались через 90-100 километров (по СНиП — не более 30 километров). Названия поселкам, станциям и разъездам давали по названиям рек и озер. Станция Ульт-Ягун — от реки Ульт-Ягун, правого притока реки Тромъеган Сургутского района. Станции Коголымская (первоначальное название) — от озера Коголымлор.
Перед посещением этого участка министром транспортного строительства СССР Иваном Сосновым (август 1976) букву «о» в названии станции изменили на «а».
Движение с плацдарма — станции Ульт-Ягун — к будущей станции Коголымской началось с устройства зимника. 6 февраля 1976 года по тропе инженера-изыскателя Евгения Алексеева воины-железнодорожники «промяли» зимник к реперу с дощечкой на сосне «Ст. Коголымская». За рычагами ГТТ был заместитель командира 74-го железнодорожного батальона майор Александр Морозов. Он прокладывал путь остальной колонне. 11 машин везли палатки, строительные материалы, имущество, продовольствие. Прибыли на 91-й километр трассы ночью. Солдаты стали жечь костры, натянули палатку. Надо бы поесть, но хлеб замерз — пришлось рубить топором.
Всего месяц — с 10 марта по 10 апреля — и просуществовал тот зимник. Второй секретарь обкома КПСС Геннадий Шмаль, главный инженер управления «Тюменьстройпуть» Олег Шапошник и начальник только что созданного СМП-524 Александр Питерский облетели трассу: «Благодаря зимнику мы надежно зацепились за точку отчета в Ульт-Ягуне.»
12 апреля 1976 года бригада лесорубов-плотников Степана Торского вырубила просеку под первую улицу в поселке Коголымском — ее назвали Пионерской. А через два месяца здесь высадился Харьковский транспортный зональный строительный отряд. Студенты из Харькова, Киева, Донецка, Львова и Одессы называли себя широнинцами. По имени Героя Советского Союза Петра Широнина (1909-1968). Гвардии лейтенант Широнин, командир взвода 78-го гвардейского полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта, отличился 2 марта 1943 года при отражении атаки танков и пехоты противника у железнодорожного переезда на южной окраине села Тарановка Харьковской области. Взвод удержал позиции, уничтожив 16 вражеских танков и до 1 00 гитлеровцев. Широнину, как и всем бойцам его взвода, звание Героя Советского Союза было присвоено 18 мая 1943 года.
Отмечая роль студентов-широнинцев в строительстве железной дороги Сургут — Уренгой, начальник управления «Тюменьстройпуть» Коротчаев позднее писал:
«Попробуйте найти хотя бы одну станцию или разъезд, где бы ни работали широнинцы, — рубка просеки, отсыпка насыпи, укладка и балластировка пути, укрепление откосов, сооружение мостов, других промышленных и гражданских объектов. В 1976 году на трассе Сургут — Уренгой они «захватили» участок до Холмогорки (203-й км) и уже в июле выполнили 75% намеченных работ. Скептики считали, что стройотряды могут максимум пройти участок до ст. Коголымской (91-й км). И просчитались. Уже выполнен весь объем работ по расчистке трассы, полным ходом идет строительство временного поселка станции Коголымская.»
К улице Таежной прибавились Магистральная, Харьковская и. целый Студенческий квартал, где расположился палаточный городок транспортного ССО. Над парадным входом надпись: «Добро пожаловать! Ст. Коголымская».
Тут и случилась история с переменой названия. Бывший командир Тюменского областного студенческого строительного отряда Анатолий Юрченко рассказывал: «Перед приездом на трассу министра Соснова, Коротчаева и сопровождающих их лиц мы решили обновить вывеску с названием будущей станции. Прежняя выцвела на солнце, обветшала под дождем. Новую доставили вертолетом из Сургута. Местный художник, видимо, руководствовался принципом: «Как слышится, так и пишется». И в названии станции вместо буквы «о» появилась — «а». Так «Когалымская» попала в официальные документы «Тюменьстройпути» и транспортного зонального отряда.
Кстати, забавная ситуация возникла с названием и станции Ноябрьская. По проектным документам она была — Ханто, как близкое озеро. Но когда высокое транспортно-строительное начальство, загрузившись на станции Ульт-Ягун в вертолет, скомандовало: «В Ханто!», экипаж из-за шума турбин воспринял эту команду по-другому. И доставил пассажиров в… Ханты-Мансийск. Чтобы не возникала путаница впредь, начальство потребовало изменить название железнодорожной станции. Так станция Ханто стала Ноябрьской.
… Последний день третьего трудового семестра превращался для широнинцев в главный праздник — рубку последнего дерева просеки.
«. работа закончена. Посмотришь вдоль просеки — не видно конца. Осталось единственное дерево — последнее. Свалить его поручается лучшим лесорубам отряда. Вот они подходят к дереву, заводят бензопилу «Дружба» и через несколько секунд ствол под крики «Ура!» падает на землю. Подходят к стволу 12 парней, бригадир подает команду «И-и-и», бригада подхватывает «Р-а-а-з» -ствол дерева длиной в 25 метров ложится на плечи. Все бросаются к «дружбистам», просят отпилить от последнего дерева «блин» (срез) на память.»
Еще одно болото загатили
И ночью от знакомой буровой
Трясемся
в грузовом автомобиле
Притихшей,
засыпающей тайгой.
Гудят,
гудят натруженные ноги,
И третий день,
уже так повелось,
Выходит провожать нас
на дорогу
Задумчивый и поседевший лось.
Стоят деревья,
собранно и тесно,
Мерцает лунный отблеск
на рогах.
И слушает он
странные здесь песни
О Сагайдачном и о казаках.
Взволнованно глотая
сумрак синий,
Лось исчезает где-то вдалеке.
Когда-нибудь споем на Украине,
Как мы дороги строили
в тайге…
Автор этого стихотворения Валерий Чмир, врач отряда «Механик» Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта, несколько раз приезжал в Сургутский район. «Врачом, — сказал он, — я мог стать и в Киеве. Поэтом меня сделал Когалым».
Железная дорога ушла еще дальше на север — к газовому Уренгою. А в истории Когалыма начался новый этап — нефтяной.
* из новой книги «Пароль «Когалым», изданной к 30-летию отнесения поселка Когалым к категории городов окружного подчинения (15.8.1985).
***
фото: 91-й километр.