Театр кукол: продолжение следует
Свое первое здание Тюменский театр кукол обрел в начале 1960-х годов. Ну, как здание… Тогдашний директор Ростислав Яичников заприметил заброшенный деревянный дом по улице Ленина — бывший детский сад. Взломал замок и. устроил там голодовку. Городским властям ничего не оставалось, как отдать дом артистам. Хотя бы временно.
Об этом факте биографии своего театра рассказывают сами кукольники, которые решили показать новому поколению зрителей, какой путь прошли Куклы. Детям, которые помнят их прежними, сейчас к пятидесяти. А молодые родители, которые сегодня приводят своих малышей на спектакли, наверное, и не представляют театр отдельно от того здания, что стоит на улице Кирова — по мнению многих — уже целую вечность и стал неотъемлемой ее частью. Хотя сюда труппа переехала только в 1972 году — уже с директором Раисой Рогачевских.
Вот такое, что называется, закулисье. Его решили явить глазам общественности в честь 70-летия театра, которое празднуется в этом году. Подготовили иллюстрированный буклет об истории становления кукол (редактор — Аркадий Кузнецов, журналист и преподаватель ТюмГУ) и тридцатиминутный фильм (режиссер — журналист Ольга Ломакина).
— К сожалению, за кадром осталась масса интересного, о чем мы бы тоже хотели рассказать, но при всем желании не смогли уложить все в формат фильма, — сказал нынешний директор театра (в этой должности он с 1998 года) Василий Пустыльников. — Однако мы обязательно используем собранный материал в дальнейшем — во время мероприятий, посвященных юбилею, которых, думаю, будет немало.
Во вторник в театре состоялся первый показ фильма, на который пригласили ветеранов культуры и кукольников — тех, кто, не покладая рук (в прямом смысле слова -артисты говорят, что часто у них во время спектаклей руки просто-таки отсыхают), пишет современную историю. За историей прошлых лет обратились к фондам Музейного комплекса им. И.Я. Словцова и, конечно, к старейшим работникам театра. Василий Пустыльников признается, что о первых годах существования театра сведения пришлось собирать буквально по крупицам. Может быть, история ускользала из рук и потому, что театр тех лет подолгу не находился на одном месте? Тогда у него не было своего дома, и называли его театром на колесах.
Первый свой спектакль — «О плаксе Топси» — он дал в год победы в Великой Отечественной войне. А 6 мая 1946 года исполком областного совета депутатов трудящихся принимает постановление N 541 «Об организации кукольного театра в системе Тюменского областного отдела по делам искусств». С этого времени театр начал давать выступления по всей области и в соседних регионах.
Заслуженная артистка РФ Зинаида Береговая вспоминает на камеру свои поездки на север: в одном большом чуме собирались и дети, и взрослые, собаки сидели здесь же. Провожали всем поселком, несли ящики с реквизитом, кричали: «Приезжайте к нам еще!»
Другие вспоминают о том, как во время постановки новых спектаклей приходилось ночевать прямо в театре. Женской половине труппы мужья приводили из дома детей — повидаться, да и сами оставались, чтобы помочь. Водитель автобуса кукольного театра, в свою очередь, прикидывает, сколько километров они накатали в то время, когда были кочевыми. Наверное, выйдет целых два кругосветных путешествия… Молодые артисты рассказывают о том, как они пришли в куклы. А как? Пришли -и остались! Потому что по-другому и быть не могло.
Подобную историю за несколько минут до начала фильма мне рассказала и артистка Людмила Удалова, которая в 1980-х годах оказалась в Тюменском кукольном театре… проездом. Да, ехала из Омска в Тобольск — в драму, на новый сезон. В Тюмени была пересадка, артистка пошла прогуляться по городу, спрашивая у прохожих о местных достопримечательностях. Отправили в кукольный театр.
— До этого я работала в Кемеровском театре кукол — с тюменским на тот момент его было, конечно, не сравнить! Я сразу подумала о том, что хотела бы здесь остаться, — говорит Людмила Валентиновна.
И осталась: вышла на главного режиссера Анатолия Тучкова, что-то ему прочла («ой, не помню -что!» — артистично отмахивается моя собеседница) и была принята в труппу «со следующего же дня». В общем, Тобольская драма артистку так и не дождалась.
К сожалению, со всеми работниками театра — а на показе фильма были и действующие, и ветераны сцены — мне поговорить не удалось бы и за целый день. Хотя хотелось подойти к каждому — то, что, как правило, скрыто от нашего взгляда кулисами, всегда вызывает живой интерес. Но, увы, невозможно рассказать всего на нескольких страницах и за три десятка минут эфирного времени.
Ведь, как ни крути, запечатлеть удастся лишь только вершину айсберга, которая мне представляется куклой над ширмой, за которой кипит невидимая зрителю жизнь. Актеры сталкиваются лбами, беззвучно переговариваются, незаметно для сидящих в зале меняют уставшие руки. Каждый спектакль или репетиция — это десятки историй, которых наберется на многосерийное кино с обязательной пометой «продолжение следует».
***
фото: Актеры театра кукол и автор фильма Ольга Ломакина (в центре).