X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На краю обочины

Елена Костюченко. «Условно ненужные». «Common place», 2014.

Вообще-то, эта книга — сборник репортажей, которые выходили в разное время на страницах «Новой газеты», где Елена трудится корреспондентом. Так что ее не надо воспринимать как единый текст. Единство есть на уровне темы — общественное дно или ближайшие к нему ступени. Кто-то из персонажей стремится отсюда наверх, кто-то никуда не стремится. Кто-то стремится вниз.

Тексты, составившие книгу, неоднородны. Видимо, вначале стоит то, что было написано раньше по времени — потому что юношеское «все равно вам это безразлично» в конце неплохого репортажа о дезоморфиновых наркоманах заставляет обреченно приложить руку к лицу. Книгу мне как читателю пришлось преодолевать.

Хорошо написанные тексты на «выпуклые» темы сменялись сделанными кое-как на темы совершенно, на мой взгляд, бестолковые — как говорится, чтобы было. Но все это стоило пройти, чтобы в конце оказаться потрясенным красотой серии очерков «Жизнь на обочине «Сапсана» — о том, как запуск скоростных поездов от Москвы до Санкт-Петербурга повлиял на жизнь попутных деревень и станций. Через двести с лишним лет после путешествия Радищева корреспондент с фотографом чуть ли не пешком проделали часть пути в обратном направлении.

В ореоле великолепия (без грамма иронии) этого материала контрапунктом звучит камерный текст о театре «Синематографъ», в котором играют глухие актеры. Сцены для спектаклей им кое-как предоставили, но репетировать негде -приходится урывками собираться в коридорах когда-то родной специализированной академии искусств. Впрочем, проблемы театра — лишь фон и отзвук жизни одной из актрис. Одной из тех, кто как раз стремится наверх.

Жизненные взгляды Елены я не разделяю, но меня они мало интересуют, как и сами по себе темы ее текстов. Что интересного в заезженных социальных картинках? Интереснее было увидеть проделанный ею путь: от энтузиазма неофита, от волчонка, скалящегося в сторону мира «отцов» — к более широкому и сосредоточенному взгляду. Который — вот удивительно — потеряв юношеский нигилизм, стал еще острее.

Если этот путь удался автору, можем его проделать и мы. И надо бы, потому что живем рядом с персонажами этой книги, хотя и привыкли не отдавать себе в этом отчета.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта