Яркие краски древней легенды
Александр Куприн. «Суламифь». Верхне-Волжское книжное издательство, 1993.
Есть книги сухие и безвкусные, как пресные лепешки, что годятся лишь в качестве дополнения к основному блюду. Есть книги, в которых повар (автор) явно переборщил со специями. А есть книги, подобные фирменному блюду шеф-повара дорогого ресторана. К таким я отношу повесть Куприна «Суламифь».
Эта повесть — авторская вариация известной библейской истории. Ну, как известной? Собственно, про царя Соломона я знала достаточно, а вот про его возлюбленную Суламифь практически ничего, кроме самого факта ее существования. Тем более было интересно увидеть ее глазами любимого писателя. Однако сначала книга меня не порадовала. Во-первых, по стилю совсем не похоже на Куприна. Во-вторых, когда немолодой уже царь Соломон соблазняет тринадцатилетнюю Суламифь… В общем, на этом моменте хотелось книгу бросить. Но я решила-таки дочитать, убедив себя, что смотрю через призму своих принципов и нравственных установок. И что если для меня Суламифь ребенок, то в те времена она считалась уже взрослой девушкой. Ну а Соломон был настолько хорош, что ни одной женщине не устоять. К тому же мимолетная страсть главных героев быстро перерастает в настоящее, глубокое чувство.
Но, собственно говоря, главная прелесть этой книги не в сюжете, а в тексте. Библейская история расцветает в руках Куприна яркими красками. Здесь каждое слово, каждая строчка пропитаны чувственностью. Они сочатся ею, как разрезанный гранат истекает рубиновым соком. Эти чувства, эти краски в отношениях главных героев. В долгих описаниях драгоценных камней и природы. В древних легендах. В языческих оргиях. В сценах Соломонова суда. В безумной любви и жестокости ревнивой царицы Астис. Даже в смерти: «… она с нежной, прекрасной улыбкой остановила свои глаза на царе и уже больше не отводила их; а он стоял на коленях перед ее ложем, весь обнаженный, как и она, не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью».
Читать вкусно, и каждое слово хочется смаковать. Красота слога завораживает. Ну а Куприн в очередной раз доказал, что мог писать ВСЁ. Начиная от сказок и лирических рассказов и заканчивая научной фантастикой и красивыми легендами.
***
фото: