Ира рисует мир
В художественной школе «Romantic Art» светло и просторно, несколько столов сдвинуты на середину комнаты.
На полках в творческом беспорядке теснится куча приятных колоритных мелочей — склянок, бутылочек, картинок, а на подоконнике рассыпаны сухие осенние листья. В разных углах сложены подушки, несколько подставок под мольберт и складных стульев.
Преподаватель Ира Гутикова объясняет ученицам, корпящим над робкими карандашными набросками, основные правила рисования. В частности, что параллельные линии на их рисунках должны стремиться к линии горизонта.
Сама Ирина держит карандаши и кисти в руках, сколько себя помнит. С шести лет занималась в детской изостудии, затем в художественной школе имени Митинского, а потом еще шесть лет училась в нефтегазовом университете на кафедре графики и дизайна.
— Так что меня много кто учил рисовать на протяжении всей жизни. Но больше всего дал, наверное, Юрий Бычков. Мой преподаватель в университете, а в настоящем -друг, — говорит Ира. — Юрий Александрович научил в том числе и редкой старинной технике гравюры на металле.
Вместе с художницей взрослели и ее работы — от беззаботных акварельных картинок до серьезных и лаконичных графических рисунков. Ира рассказывает, что пробовала творить в разных техниках, изучала даже скульптуру. Но ближе всего ей оказались живопись маслом и графика с помощью карандаша или древесного угля.
— Сейчас я в основном преподаю, но если появляется время, то делаю работы в графике. Живопись требует большего уединения. Я не рисую с бухты-барахты, хочется делать что-то осмысленное, обдуманное.
Что вдохновляет современного молодого художника? Оказалось, все, что угодно. Скульптура, живопись, керамика. Все, что несет какую-то эмоциональную отдачу, все, что трогает струны в душе.
— И музыка, конечно, — добавляет Ирина. — Музыка — это может быть, даже самое чистое вдохновение, потому что не навязывает тебе никаких конкретных образов, они все рождаются у тебя в голове.
Персональных выставок у Ирины пока не было, но она принимала участие в тюменских и екатеринбургских, а серию из двух офортов в технике гравюры даже отправляла в Чехию.
Себя показать есть возможность, а вот на других посмотреть, как оказалось, сложнее.
— Летать в Москву, Петербург в музеи и художественные галереи возможности нет, поэтому если бывают какие-то хорошие привозные выставки в Тюмени, то я обязательно хожу. Но их очень мало! -говорит Ира. — Из последнего, что мне запомнилось, выставка Павла Рыженко в музее ИЗО.
И профессиональный художник, и любитель, по мнению Иры, берется за кисти и краски, когда видит что-то настолько прекрасное, что не можешь устоять и хочет поделиться этим с окружающим миром. И это — прекрасный порыв.
— А к вам в студию для чего приходят?
— Кто-то душой отдохнуть, кто-то -профессию хочет поменять. А у кого-то, может, с детства нереализованная мечта.
— А вас родители поддерживали?
— Всегда позволяли мне самой выбирать. Иногда я расстраиваюсь, что все сейчас обесценено. Слишком коммерческий подход к живописи, как и к музыке, и к литературе. Производится то, что продается. Но это все внешние какие-то проявления. А внутренне — ни капли в профессии не разочарована.
— О чем вы мечтаете?
— Наверное, нет чего-то такого конкретного. Хотелось бы стать зрелым художником, мастером. Чтобы был какой-то итог.
***
фото: Ира Гутикова (слева).