Объединения и опасения
В нескольких школах города началась реорганизация, они проходят процедуру укрупнения. Рассматриваются варианты применения такой методики в ближайшем будущем для школ NN 4 и 6, 19 и 88, 66 и 70, вечерних школ NN 2 и 10.
В городском департаменте образования считают процесс позитивным и говорят, что цель реорганизации общеобразовательных учреждений — объединить материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы. И что качество образования от этого должно только повыситься. У детей появится больше возможностей учиться у высококвалифицированных педагогов и получать широкий спектр школьных услуг.
У объединенных школ по определению будет больше педагогов — и молодых, и опытных. В таких коллективах у педагогического состава появятся и новые возможности повышения квалификации, обмена опытом. Оптимизируется и структура управления, сократятся затраты на руководящий аппарат. Вместо двух бухгалтерий будет работать одна, вместо двух директоров — один, сократится и количество завучей. При этом родителям не о чем беспокоиться — территориальный принцип приема в школу сохранится.
Но у родителей процессы реорганизации все-таки вызывают беспокойство, непонимание и даже отторжение.
Несколько лет назад такую же реакцию вызывало объединение или оптимизация сферы дополнительного образования, когда крупные клубы и центры поглощали более мелкие.
Тогда многие боялись, что это приведет к ухудшению качества услуг, что объединенные структуры потеряют свою самобытность. Но, как показало время, ничего страшного не произошло. Эффективные, интересные педагоги остались на своих местах, а родители получили возможность выбирать кружки не в разных клубах, а в рамках одного.
Процедуру укрупнения проходили и тюменские детские сады. Например, детский сад N 50 три года назад стал одним из первых, который присоединил к себе несколько садиков и стал центром развития ребенка. Сокращение административно-управленческого персонала позволило дополнительно ввести в штат педагога-психолога и логопедов.
Сегодня в садике семь корпусов, его посещают почти 1800 детей от полутора до двух лет. В этом году центр развития стал площадкой стажировки музыкальных руководителей дошкольных учреждений всей области. Слушатели курсов повышения квалификации при ТОГИРРО перенимают лучший опыт, накопленный музработниками.
В первом корпусе детского сада работает бассейн, в четвертом построен открытый стадион, и все это могут посещать все воспитанники, правда, по графику.
Педагогам объединенного коллектива помогает совершенствовать свою работу и единый методический совет. Воспитателям предлагают осваивать новые программы и технологии, рассылают по электронной почте интересные методически е материалы. Консультации, советы, даже слова новой песни или стихотворения благодаря такой централизации могут по Интернету получить и родители.
— Интеграция образовательных учреждений, приумножение кадровых, материально-технических ресурсов, рациональное использование площадей позволяют сделать образовательный процесс более эффективным, — подчеркивает Любовь Гнусарева, исполняющая обязанности директора городского департамента образования. — Реорганизация ни в коем случае не подразумевает ликвидацию образовательной организации, преобразование происходит путем присоединения одного учреждения к другому с сохранением работоспособности всех зданий.
Система реорганизации образования — процесс новый и временем еще не проверенный. Остаются без ясного ответа и еще множество вопросов, начиная от точного перечня школ, которых затронет процесс укрупнения. Пока этот список, скорее, на уровне слухов, чем из разряда официальной информации. Нет и четкого, понятного каждому родителю обоснования необходимости таких процессов. А где имеет место информационный вакуум, там много и лишних страхов.