Старая водительская школа
Юрий Пономарев частенько открывает старую тетрадку в клеточку, в которой аккуратно записано, как устроен двигатель, из чего состоит та или иная деталь автомобиля… В современных автошколах такому уже не научат.
Тетрадка — отцовская. Начал ее Михаил Прокопьевич Пономарев еще в 1939 году. Тогда, наверное, и не думал, что через несколько лет познания об устройстве автомобиля и водительское мастерство пригодятся ему на фронте. Всю войну он управлял «доджем три четверти». Буксировал минометы, возил артиллеристов. Под ним погибло четыре машины. Во время одной из бомбежек водитель и сам получил контузию, но дослужил до победы — встречал ее уже на пятом своем «додже».
Сын, Юрий Михайлович, сохранил фронтовую фотографию — переснял ее, распечатал в большом формате и заламинировал — четыре офицера на первом плане, а из-за них выглядывает молодой человек в пилотке.
— Отец, — с теплотой говорит Юрий Михайлович, проводя ладонью по снимку.
Отец впервые посадил его за руль автомобиля — «москвича-401», — когда Юре было… 10 лет.
— Педали я уже знал, скорости переключать умел, — улыбается он. — Правда, делал я это, когда машина стояла.
А вот на ходу справиться с ней не сумел, хотя всего-то и надо было, что проехать по грунтовому тогда (это было в 1957 году) Велижанскому тракту. Но руль заходил ходуном, вырвался из мальчишеских рук, и «москвич» улетел в кювет. Потом отец здесь же, на дороге, долго выпрямлял погнутый бампер, но мысли о том, чтобы научить сына вождению, не оставил. В итоге в автошколу Юрий Пономарев пришел уже с богатым практическим опытом. Тем не менее, своего учителя — Николая Воронина -вспоминает с большим теплом и благодарностью. Говорит, что тот воспитывал водителей, которые не просто находились между сиденьем и рулем, выполняя ряд заученных комбинаций, а могли по звуку под капотом определить неисправность автомобиля, устранить поломку, поменять пробитое колесо и помочь поменять его тому, кто в этом нуждается.
— В нашей группе было человек тридцать. Мужчины, — вспоминает мой собеседник. — Но в другой группе и женщины были — я потом встречал некоторых из них, они работали в такси.
Права Юрий Михайлович получил в 68-м: с тех пор из-за руля практически не выходил. Работал на грузовой машине сначала в городском автотранспортном предприятии, затем — в «Тюменьлеспроме». А в домашнем гараже всегда стоял легковой автомобиль — для семейных нужд. В разные годы это были «москвич», «волга», «нива».
— Больше всего я свой «москвич» любил, хотя высшим классом, конечно же, считалось иметь «волгу», — рассказывает Юрий Михайлович. — Она появилась у меня году в 1985. Я на рынок с супругой на ней спокойно не мог съездить. Сразу подходили ребята кавказской внешности, предлагали обменять машину на. две квартиры. Вот так ценилась! И почему я только не обменял?!
Сейчас семейные поездки на личном автомобиле становятся все реже: в городе пробки, сложности с парковкой, легче доехать до места назначения на автобусе. Как профессиональный водитель, Юрий Пономарев высоко оценивает условия, созданные для движения общественного транспорта. И низко оценивает культуру вождения в принципе.
— Создается такое впечатление, что сегодня на дороге каждый сам за себя, — делится наблюдениями шофер. — Все нервные, злые какие-то. Нет тех отношений между водителями, как это было в наше время. Может быть, потому что машин стало слишком много? Раньше-то автомобилисты чуть ли не все друг друга в лицо знали.
В былое время Юрий Михайлович возвращается с помощью буквально-таки раритетных транспортных средств. Около двух лет назад, например, купил в пригороде (у бывшего комбайнера 78-и лет) мотоцикл «ИЖ-49» 1956 года выпуска. Отреставрировал его и теперь ездит. Однажды подъехал на нем к байкерам — интересно стало, сколько лошадиных сил в их машинах. А те посмотрели, приподняв бровь, и ничего толком не ответили. Видимо, такая новая водительская школа.
Только, думается, мало кто из современных молодых водителей может похвастаться значком 1-й степени «За работу без аварий».
***
фото: Артиллеристы и водитель, сержант Михаил Пономарев рядом со своей «боевой подругой» — машиной «додж три четверти».