Суета вокруг карьера
Герой нашей истории -песчаный карьер в Тюменском районе. Участок, где он расположен, официально никем не эксплуатировался. Но, по словам предпринимателя Федора Перминова, за несколько лет с него вывезено почти полмиллиона кубометров песка стоимостью порядка 40 млн рублей.
В 2014 году у карьера, наконец, появился официальный хозяин. Предприниматель Перминов выиграл конкурс и получил лицензию областного департамента недропользования на разработку участка до 2029 года. На основании этого документа заключил договор с департаментом лесного комплекса. Правда, почему-то не на 15 лет, как предусмотрено лицензионным соглашением и законодательством, а всего на одиннадцать месяцев. Перминов говорит, что в департаменте его убедили, мол, потом договор с ним автоматически продлят.
Предприниматель подписал бумаги и приступил. нет, не к добыче песка, а к оформлению проектно-сметной документации, без которой эксплуатация карьера невозможна. Параллельно строил дорогу к карьеру, что также вменяется в обязанности арендатора.
— Одиннадцатимесячный срок истекал в августе, а в июле участок посетили пять проверок, — рассказывает Федор Перминов. — Мне вынесли предписания: за отсутствие пожарного щита и за загрязнение окружающей среды. Щит мы установили на следующий же день. Что касается загрязнения, так его и не было. Просто водитель выгрузил кирпич, предназначенный для строительства дороги, не там, где надо, но и это мы оперативно устранили. Оплатили штрафы за административные нарушения. Тем не менее, договор со мной расторгли. А теперь требуют и участок вернуть.
За разъяснением ситуации я обратилась в областной департамент лесного комплекса. Его руководитель Владимир Артановский для наглядности начертил на листке целую схему, объясняющую взаимоотношения бизнеса и власти.
— Предприниматель Перминов допустил нарушение, за что с ним и расторгли договор, — объясняет Владимир Артановский. — Даже если бы договор аренды участка заключили на 15 лет, а не на одиннадцать месяцев, мы все равно расторгли бы его при допущении предпринимателем нарушений. Но это не значит, что теперь он лишился возможности добывать песок. У него лицензия на этот участок, значит, при устранении нарушений с ним же мы и заключим новый договор. Но сначала он должен участок вернуть нам. Я ему это объяснял не один раз, но он как будто не слышит. Ему мерещится какой-то заговор.
— Как только я официально откажусь от участка, лесной департамент напишет в департамент недропользования запрос об отзыве у меня лицензии как у отказавшегося от эксплуатации карьера, — опасается Перминов. — А почему я хотя бы формально должен отказываться от участка, на который имею законные права? Почему нельзя просто пролонгировать договор, ведь нарушения давно устранены и у меня на руках документы, подтверждающие это?
Федор Перминов утверждает, что вложил в этот проект уже пять миллионов рублей — полтора миллиона стоит сама лицензия, плюс торги, маркшейдерская съемка, строительство дороги и так далее. Ни копейки отдачи, по его словам, не получил. Между тем песок с карьера уже ждут на Антипинском НПЗ, с которым у предпринимателя заключен договор. Областная казна ждет налогов, которые, если бы не тяжба с чиновниками, он уже мог бы платить.
Я пытаюсь представить себя на месте предпринимателя и думаю, что в подобной ситуации тоже почувствовала бы неуверенность. И, вложив немалые средства в оформление документов и полностью подготовив карьер к эксплуатации, опасалась бы, что найдутся (а, может, и уже есть?) желающие прийти на готовое.
… В четверг в областном арбитражном суде состоится заседание по иску предпринимателя Перминова к областному департаменту лесного комплекса. Он хочет отстоять свое право на аренду участка в течение пятнадцати лет. Потому что уверен, что если бы договор был составлен как положено, то, в соответствии со ст. 80 Лесного кодекса, расторгнуть его департамент смог бы только по решению суда.