X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В кинозал на тренировку мозгов

В ноябре в ТюмГУ и ТюмГНГУ пройдут сеансы научных фильмов в рамках проекта «Дни научного кино».

О том, что научное кино — это не скучно и даже полезно для широкой публики, мы говорим с директором фестиваля Екатериной Хаустовой и программным директором Ириной Белых, которые привезли «Дни.» в Тюмень.

Ирина Белых: — Мы начали проводить фестиваль четыре года назад по заказу московского Политехнического музея. И сразу получили приглашения из регионов. В 2012 году провели первый выездной фестиваль в Томске. Опасались, что он не будет пользоваться успехом, но все билеты были проданы. Нас это вдохновило, решили продолжать.

Из фестиваля вырос проект «Дни научного кино». В Москве всегда очень хорошо проходили показы для студенческой аудитории. Решили расширять географию. При информационной поддержке министерства образования объявили конкурс на проведение «Дней научного кино» (в вузах показы проходят бесплатно). В итоге выбрали 117 вузов из 63 городов, которым передали доступ к каталогу фильмов. Дальше они все делают сами: выбирают картины, организуют показы, приглашают экспертов для обсуждения после просмотра.

Какие картины попадают в ваш каталог?

И.Б.: — Мы решили, что это должны быть фильмы-диалоги, не только рассказывающие историю, но и дающие определенный взгляд, позицию. Авторская подача может быть противоречивой, раздражать или привлекать. Человек пропустит это через себя и сформирует свое отношение.

Среди них есть российские фильмы?

И.Б.: — Благодаря нашему партнеру, Российскому географическому обществу, в каталоге хорошая подборка. Но именно авторского научного кино в России мало. Среди позитивных примеров могу назвать фильм Екатерины Еременко «Чувственная математика». Его даже выпустили в прокат, что для научного кино — редкость. Или недавнюю работу Дениса Клеблеева «Странные частицы», побывавшую на многих фестивалях. Всего 30 минут, низкий бюджет, но очень талантливая работа.

Чаще режиссер подходит к теме «снаружи» или видит ее «изнутри»?

И.Б.: — Лучшие примеры — фильмы от режиссеров с научным бэкграундом. Та же Екатерина Еременко закончила физмат МГУ с красным дипломом. Она смогла найти с учеными общий язык, знала, какие вопрос задавать. Такие люди понимают, какие моменты самые важные, что оставить при монтаже. Чувствуют это на кончиках пальцев.

Поймут ли кино зрители, далекие от науки?

И.Б.: — Они как раз почерпнут больше за счет чистого восприятия.

Екатерина Хаустова: — Даже когда в начале проекта люди почти не приходили на показы, мы убеждали организаторов: пустой зал — это не страшно, культура формируется постепенно. Важно, чтобы им самим это было интересно и на следующий год они снова захотели привезти фестиваль.

А зачем это зрителям?

Е.Х.: — Цепляет несколько вещей.

Когда из пассивного зрителя вы превращаетесь в активного — остаетесь после фильма, разговариваете о нем, начинаете думать, как сами относитесь к показанной проблеме. Это пробуждает интерес и заставляет прийти еще раз.

Самое главное — эмоциональное восприятие того, чем живут ученые. Как они переживают, как радуются, когда их догадки подтверждаются. И какая человеческая драма разыгрывается на этом фоне: результаты испытаний могут перечеркнуть 20 лет жизни ученого, который работал над противоположной гипотезой.

Допустим, я пришел на сеанс, неплохо провел время. А дальше? Что я вынесу из просмотра?

Е.Х.: — Мне кажется, цель всего, что мы делаем, — повлиять на развитие культуры познания. Хорошо, если научная культура будет распространяться благодаря таким проектам, если зрители будут тренировать мозги как мышцы на спортивных тренировках.

К тому же, научный подход — хороший ориентир по жизни. Как вы принимаете решения, насколько осознанно? Тип мышления прививается через популяризацию науки. Если эти ориентиры задавать здесь и сейчас, может быть, мы поможем вырасти следующему поколению.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта