Сортировка, переработка, полигон
Предприятия по обработке и сортировке мусора, скорое появление которых анонсировал замгубернатора Вячеслав Вахрин, будут недостаточно эффективны, считает координатор городской коллегии экологов Альберт Фахрутдинов.
— Их представляют как заводы, но они ими не являются. На заводе что-то производят. А у нас в области построят четыре мусоросортировочные станции. Они примут на себя 40 процентов мусора, а 60 процентов по-прежнему будет оседать на полигонах, — говорит Фахрутдинов.
Более того, в результате строительства этих станций в Тюмени прекратили возведение реального мусороперерабатывающего завода вместимостью 350 тысяч тонн. Благодаря ему на полигоны пришлось бы отвозить лишь 10-15 процентов отходов. Появление завода было предусмотрено всеми последними генпланами. И если для Ишима, Ялуторовска и Тобольска сортировочная станция — это шаг вперед, то для Тюмени — шаг назад, считает эколог. А действующий полигон для захоронения отходов закончит свою работу через шесть лет. Придется выделять деньги на новый.
— Мы долго продвигали эту идею. Наконец, откликнулся Куйвашев, тогда глава городской администрации. Фирма « Диамант групп Тюмень» начала строительство предприятия на девятом километре Велижанского тракта, притом за свои деньги, — рассказывает Фахрутдинов. — Уже провели инженерную подготовку и пытались получить у властей справку по сырью. Но землю перевели в собственность области, и работы прекратили. А ведь завод благодаря вместимости мог полностью покрыть потребности города.
Сортировка и есть элемент переработки, возражает заместитель губернатора Вячеслав Вахрин. Заводы выделяют вторичные ресурсы и позволяют использовать их. Регион мог пойти и по пути сжигания мусора, но не сделал этого.
— Мусоросортировка — самая экологичная на сегодня технология, единственно возможная и приемлемая в нынешних условиях, — считает Вахрин. — Срубили дерево, сделали из него бумагу. Потом бумажку выбросили в мусор. Мы ее достали и отправили на переработку снова в бумагу -дерево рубить не надо. Вторичные ресурсы уже пригодны для дальнейшего использования: резина, текстиль, пластик. Пищевые отходы можно перерабатывать в почво-грунты…
80 процентов отходов, по мнению Вахрина, не попадет на полигон. Закапывать будут только «хвосты», не подлежащие дальнейшему использованию. Хороша эта модель и в экономическом плане. Сжигание мусора обошлось бы гражданам гораздо дороже. А полтора миллиарда рублей частных инвестиций, пусть в 10-летней перспективе, вернутся обратно без дополнительной нагрузки на кошелек потребителя.
— 76 процентов денег, которые граждане платят за избавление от отходов, уходит в «мусорный туризм», перевозку, — говорит Вахрин. — Мы сокращаем транспортные «плечи». В городе будет две мусороперегрузочные станции. Небольшие мусоровозы собирают мусор и везут малыми объемами на перегрузочную станцию. Там он прессуется и уже в большом объеме едет на мусороперерабатывающий завод. Транспортные издержки сократятся.
Никакого строительства, по словам замгубернатора, не прерывали, инфраструктура построена не была. А земли мусорных полигонов область забирала себе, так как многие из них работали нелегально, возникал черный мусорный рынок. Управляющая компания нанимает мусоровозчика, платит ему деньги. Тот, чтобы не платить официально полигону, или сваливает все где-то в лесу, или размещает на нелегальной территории за меньшие деньги. Частники, занимавшиеся складированием мусора, часто бросали свалки. И приходилось выделять бюджетные деньги на их рекультивацию, потому что с частника взять нечего, он объявляет себя банкротом.
— Проекты должны быть готовы через два года. Мы торопим события, чтобы все случилось через год. Когда система заработает, мы придем к цивилизованному обращению с отходами. Это очень хороший проект, современный и правильный. Если внешнеэкономическая конъюнктура нам не помешает, и все получится, будет настоящий экологический прорыв, — уверен Вахрин.