X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Опыт складывается по кирпичику

Богандинский кирпичный завод выводит на рынок кирпич ручной формовки, названный в честь Петра Первого. Причем здесь император? Как и Петр, руководители молодого предприятия побывали в Европе, привезли технологии изготовления уникального кирпича и собираются потеснить иностранцев с нашего рынка.

Завод в Богандинке — предприятие, оставшееся с советских времен. Обжигальщик Александр Троценко помнит, как топили углем, много было ручного труда, глина не самого лучшего качества. Инвесторы пришли в полуразрушенное здание. Рассказывают, что стены еще стояли, а вот железо уже все вывезли. За год восстановили производство, в 2012 году заработала новая линия.

Сегодня у предприятия одна из самых длинных в стране печей для обжига. Мощность — 15 миллионов штук кирпича в год. Завод способен выпускать и обычный рядовой кирпич. Единственный в регионе производит полнотелый полуторный кирпич. Но главным своим продуктом руководители считают изделие ручной формовки. Его выпекают из особых сортов глины без солей и мела. Он прочнее обычного керамического. А за счет ручного труда каждый экземпляр получает уникальный вид.

Такой кирпич с эффектом состаренности, с неправильной, на первый взгляд, геометрией, с неровными краями, мы видим в кино и на улицах Лондона или Праги. Восхищаемся сохранностью многовековых строений. Наверное, те, кто строит свой дом из кирпича, мечтают именно о таком облике жилища: парадокс, но этот кирпич выглядит более настоящим, чем массовый, из которого складывают многоэтажки. В Европе, говорит генеральный директор завода Станислав Карев, только таким и оформляют фасады. И мы тоже к этому придем.

Станислав Валерьевич, почему выбрали именно это направление бизнеса?

— Взяться можно было за что угодно. Мы поняли, что на рынке строительного и облицовочного кирпича предложение намного превышает спрос. В хорошие времена многие заводы — в Ревде, в Челябинске провели реконструкцию мощностей. Рядом находится винзилинский завод с объемом в 60 млн штук. Нам с ними не конкурировать. Потому нацелили вектор своего развития на изделия, которые в регионе не производятся. А кирпич ручной формовки и в России практически не делают.

Почему?

— Это очень трудоемкий процесс. Нам пришлось несколько перестроить технологическую линию, изготовить лотки, рамки. Кирпич производится руками в прямом смысле: работники месят глину, закладывают ее в формы. Используем специальную глину для дорогих видов кирпича: добываем ее самостоятельно, также покупаем в Кургане и в Башкирии. Конечно, растет стоимость, раза в три он дороже обычного керамического лицевого. Видимо, за счет трудоемкости такие производства и не распространены. Год или полтора работает завод в Ростове-на-Дону, есть предприятия в Днепропетровске и Европе. Хотя там лишь имитация ручного труда, все делает автомат.

Уже есть покупатели?

— Выходим на потребителей в других регионах: это Москва, Петербург, юг России — регионы, где строится достаточно много элитного жилья. Регионы, где есть деньги.

Галя Безбородова

— Можно ли выжить только за счет кирпича ручной формовки? Ведь произвести его в огромных масштабах не получится.

— Что касается массового кирпича, то пока работаем на склад: ситуация в экономике такая, что спроса на него нет. Кроме того, обсуждаем с департаментом инвестиционной политики, с заместителем губернатора Вадимом Шумковым возможность запуска производства клинкерного кирпича. Он высокопрочный, очень распространен в Европе. Там давно уже нет, скажем, силикатного. И Россия тут опять подтягивается к Западу. С европейского пути развития, я думаю, мы не свернем. Придет и сюда клинкерный кирпич, который может стоять веками.

В чем его особенности?

— Используются более тугоплавкие глины, температура обжига повышена, спекаемость бешеная. Такой кирпич — нечто среднее между керамикой и стеклом. Водопоглощение у него порядка пяти процентов, вдвое ниже, чем у обычного. Это значит, он не впитывает влагу и не разрушается холодом. Очень дорогой, импортный стоит рублей 500 за штуку. Зато он абсолютно не восприимчив к внешним воздействиям.

Говорят, с развитием монолитно-каркасной технологии кирпич как материал для массового строительства уйдет в прошлое…

— Каркасно-монолитное строительство — хорошая вещь. Вопрос только в облицовке. Каркасы из бетона лить научились. А облицовывают керамзитоблоками, которые не держат тепло, и штукатуркой, которая через пять лет отлетает. Строителям какая разница — построили, а жильцы потом отапливают улицу.

Некоторых материалов нам все еще не хватает. Например, керамического блока. Это теплоизоляционный материал, теплый, прочный, вечный. Не тяжелее, чем керамзитоблок. Есть у нас планы по развитию этого направления, хотели бы построить вторую линию. Есть земли, карьер, глина, технологии. Есть инвесторы, которые изъявили желание вложиться в этот проект. Все зависит от экономики.

Вникнув в то, каким бывает кирпич, не перестроили сами свои дома?

— Далеко еще не вникли. Посмотрите, этому кирпичу, произведенному на датском заводе «Петер-сон», 200 лет. Можете представить, какой колоссальный у них опыт? Мы же работаем всего два года. Опыт, конечно, накопится. Главное, чтоб он бы востребован.

***
фото: Кирпич ручной формовки и укладывают руками;Станислав Карев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта