Человек и кукла
«Синдром Петрушки». Режиссер Елена Хазанова. В главных ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов. Россия, Германия, Швейцария, 2015 год.
Можно сказать, что автору романа «Синдром Петрушки» Дине Рубиной повезло: откровенно провальных экранизаций ее книг не случалось. Как и любой автор, Дина Ильинична не особенно рассчитывает на аутентичность фильмов относительно ее литературных текстов.
И правда: несмотря на старания сценаристов, режиссеров, актеров (а в фильмах «по Руби-ной» играли и Алиса Фрейндлих, и Евгений Миронов, и Александр Домогаров, и многие хорошие актеры), пока ни одному фильму не удалось переплюнуть первоисточник — книгу Рубиной.
Не получилось, к сожалению, и в этот раз — в случае с «Синдромом Петрушки». Хотя писательница, стуча по дереву, возлагала на него надежды — были причины.
Роман о кукольниках как нельзя лучше подходил для экранизации: вся та роскошь кукловодческого дела, которую Дина Ильинична описала скрупулезно и вдохновенно, с явным глубоким знанием механики и пластики кукловождения, — прямо просилась на экран.
Возможности для воплощения тоже нашлись: и мастера, изготавливающие театральных кукол, и заинтересованный режиссер Елена Хазанова, и умопомрачительный актерский дуэт Хаматовой и Миронова. Лично я надеялась, что фильм откроет Дину Рубину тем, кто ее книг не читал. Не угадала.
В прокат картина вышла 5 ноября, период постпродакшна ожидаемо оказался длиннее, чем изначально заявляли создатели фильма. За 19 дней проката «Синдром Петрушки» собрал более 7 миллионов рублей. Зрителей в залах — чуть более 31 тысячи.
В нашем городе кинотеатры показывали картину один, в лучшем случае два раза в день — прямо скажем, не рассчитывали на хорошие кассовые сборы.
Не знаю, может, мое желание сбылось, и кто-то из зрителей все же побежал в магазин покупать книги. Но это маловероятно: судя по отзывам горожан в сети, на редкие сеансы в Тюмени рвались исключительно поклонники творчества Рубиной. Они и говорят про фильм: красивый, но и вполовину не такой глубокий, как книга.
Великий кукловод Петя (Евгений Миронов) и его возлюбленная медноволосая Лиза (Чулпан Хаматова) разыгрывают редкую по накалу драму. Он, влюбленный во все, чем можно сыграть над ширмой, с трудом воспринимает Лизу как живую женщину. Для него она — его собственная выдумка, говорящая кукла с рыжими волосами. Ее внутренний мир, желания, чувства волнуют его меньше или не волнуют совсем.
Когда героиня оказывается в клинике, муж-кукольник мастерит ее точную искусственную копию. Сюжет выстроен вокруг этого странного треугольника: то и дело кажется, что живую Лизу Петя любит меньше, чем своих кукол.
Все в фильме красиво: и рыжий парик Чулпан Хаматовой -яркий огонек в тяжелой любовной драме. И замечательные сценические номера, в которых даже непонятно, куклы ли их исполняют, люди ли? И обилие чуть мистических (в куклах всегда есть доля тайны) марионеток. И открытый финал, который зритель может интерпретировать, как пожелает. И, разумеется, игра актеров, от которых никто меньшего и не ожидал.
И все же фильм «Синдром Петрушки» постигла та же участь, что многие фильмы, в основе которых лежат книги. Любой читавший роман Рубиной скажет: втиснуть в сюжет фильма весь объем, образность и многомерность романа не вышло. Судя по всему, такой задачи и не стояло.
Осталась лишь половина задуманных писательницей персонажей. Из множества сюжетных направлений авторы картины сохранили только два. Временные отрезки перемешаны. Почти не осталось и самого удивительного — полного погружения, растворения в этой непривычной обывателям атмосфере кукольного театра — места, где неживое вдруг начинает говорить, двигаться, обрастать характером. Одним словом, жить.
Пожалуй, если зрители и спорят сегодня о фильме «Синдром Петрушки», то спор этот непременно выходит за границы кинематографические — в литературу.
***
фото: Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в фильме «Синдром Петрушки».