Красные фьорды
Можете ли вы представить, чтобы некая страна отказывалась бы добывать нефть и газ — и продавать их остальной Европе? И поставила бы под удар благосостояние своих граждан?
В телесериале «Оккупированные» (совместное производство Норвегии, Швеции и Франции, 2015) невероятное становится фантасмагорической реальностью.
Действие происходит в ближайшем будущем. Норвежский премьер-министр по фамилии Берг, глава партии «зеленых», намерен остановить климатический кризис. Он воодушевлен идеей построить заводы, что станут перерабатывать торий (радиоактивный металл, чьи залежи действительно есть в этой стране). Энергия тория заменит нефть и газ — вот что г-н Берг и предлагает тем странам, что покупали сырье.
Евросоюз встревожен до такой степени, что посылает русских агентов (!), чтобы похитить Берга. В одном из первых эпизодов (читай, серий) его заталкивают в вертолет, уносят в небо. И предъявляют… ноутбук с записью обращения комиссара Евросоюза. Это ультиматум: не хотите добывать нефть и газ сами — мы пришлем русских на ваши промыслы!
Что и происходит далее. Российские нефтяники самоотверженно достают черное золото со дна Северного моря. Другие наши соотечественники (в фильме они говорят по-русски, и акцент слышен далеко не всегда) перерабатывают газ. Они и выбраны первой целью: боевики из организации «Свободная Норвегия» устраивают на предприятии взрыв. Число жертв озвучено с экрана — восемнадцать, и все русские.
В норвежской спецслужбе, охотящейся на «Свободную Норвегию», называют ее «местной Аль-Каидой». Симптоматично!
Образуется причудливый и странный замкнутый круг. Русские не уходят, потому что убили русских. И продолжают работать на нефтяных платформах и газопроводах, кормить те норвежские семьи, что могли бы обнищать. А так, по моим наблюдениям внимательного зрителя, тут не бедствует никто!
… Я откопал эту ленту в Интернете. Нашел пока только шесть эпизодов из десяти — перевод и одноголосое озвучивание, похоже, отнимают немало времени. Картина по-своему интересна (например, образом опытного журналиста Томаса Эрикссона, вдруг ставшего мишенью «Свободной Норвегии» вместе со своей семьей). Однако противоречивость сказанного с экрана лезет в глаза. Нет тут никаких оккупантов, просто нет! Хотя… Неизвестно, что еще придумали сценаристы сериала с рекордным для норвежского ТВ бюджетом — 110 миллионов евро. Кто-то основательно раскошелился, чтобы заказать такое кино.
Умышленно не называю имен режиссеров и актеров — они ничего не скажут большинству читателей. Исключение — литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, давно и хорошо нам знакомая. Она играет российского посла Ирину Сидорову — худенькую, но стальную по характеру даму.
«Оккупированные» стартовали в своей стране этой осенью. И, пишут информационные порталы, бьют рекорды популярности (хотя, уточняют коллеги, были запущены на кабельном телевидении — в частном секторе).
Сейчас картину показывают в Германии. Еще несколько европейских стран купили права на показ. А создатели сериала объявили, что это только первый сезон…
Тем временем посольство России в Норвегии выразило сожаление, что в год 70-летия Победы вышла картина, рисующая наших сограждан «поработителями свободной страны».
… Там же, в Сети, я нашел и те цифры, что искал. По данным из статьи, опубликованной на российском федеральном портале protown.ru, при освобождении Северной Норвегии от гитлеровских захватчиков были убиты или ранены 2122 советских солдата и офицера. И пусть это несравнимо с потерями битвы под Москвой или на Курской дуге — эти люди полегли на тех фьордах, откуда сегодня с экрана повеяло обжигающим дыханием холодной войны.
Кровь наших земляков тоже пролита там — это я о бойцах и командирах сформированной в Тюмени 368-й Краснознаменной Печенгской стрелковой дивизии.
Нет, не перемен в климате надо пугаться. И не проблемы энергоносителей (на смену одним придут другие). Сильнее страшит слишком короткая историческая память. Придумывание мифических врагов в той близкой стороне, откуда и пришло когда-то освобождение.
И не покраснеют сегодня фьорды — ни от крови, ни от стыда.