X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Крамер: и классика, и джаз

В субботу в филармонии в рамках абонемента «Мы из джаза» состоялся концерт «Классика и джаз» с участием известного пианиста Даниила Крамера.

Ему аккомпанировал недавно созданный Тюменский симфонический оркестр под управлением главного дирижера, заслуженного артиста России Евгения Шестакова. Наш оркестр — не только большая гордость для горожан, это альфа и омега симфонической музыки, высокая культурная планка.

В первом отделении концерта была исполнена музыка Вольфганга Амадея Моцарта: увертюра к опере «Дон Жуан» и трехчастный концерт N 12 для фортепиано с оркестром. Сыгранность, удивительное звучание, кантилена, прекрасное сочетание духовых и скрипичных групп, мягкое звучание контрабасов характеризуют молодой тюменский коллектив. Отметим одно наиважнейшее обстоятельство: микрофонного усиления не было. Зрители слушали натуральное звучание инструментов, столь редкое в наше время! Именно такая аутентичная симфоническая музыка и должна звучать в концертном исполнении.

Солирующий в концерте пианист предстал в совершенно новом свете. Тюменская публика хорошо знакома с Даниилом Крамером, народным артистом России, лауреатом Европейской премии имени Густава Малера. Он с давних пор часто гастролирует в нашем городе, представляя как самостоятельно, так и с коллективами различные профессиональные джазовые программы. Играл он и с тюменскими джазменами. Принимал участие в нескольких фестивалях «Александр рэгтайм бэнд». По моему мнению, Крамер является одним из лучших джазовых пианистов страны, востребованным также и за рубежом. Исполняет Даниил и фортепианную классику, что необычайно раздвигает его творческие горизонты.

Но такого Крамера мы еще не слышали! Глубокое проникновение в самую суть музыкального материала, тончайшая нюансировка звука, взлеты форте, уход в нежнейшее пиано и исключительно высокая техника характеризуют его игру. А какие собственные каденции во всех трех частях придумал сам музыкант! Идею предложил сам Моцарт, что отмечено в партитуре произведения…

Во втором отделении к оркестру присоединилась группа духовых инструментов, и по составу получился симфоджаз. Что же играть? Ну, конечно же, «Рапсодию в стиле блюз (Rhapsody in Blue)» великого американца Джорджа Гершвина! Впервые она была исполнена 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке оркестром скрипача Пола Уайтмена, которого называли королем джаза. Он и попросил композитора написать произведение, объединяющее джаз и симфоническую музыку. Аранжировку рапсодии сделал Фердинанд Грофе, имевший европейское музыкальное образование.

Эту рапсодию, первым исполнителем которой был сам Гершвин, впоследствии играли многие пианисты, в основном классического направления. И вот на сцене настоящий джазовый музыкант. Как звучит теперь эта музыка! Полагаю, что словами такое передать невозможно.

В Интернете есть записи этой рапсодии, включая и исполнение Крамера. Однако живое звучание на концерте не подлежит никакому сравнению.

Кстати, отметим, что в нашей стране «Рапсодия в стиле блюз» впервые прозвучала в 1945 году. За роялем был советский музыкант Александр Цфасман. Возможно, именно поэтому в Тюмени вслед за первым в нашем городе исполнением «Рапсодии.» прозвучало самое значительное произведение Цфасмана «Джазовая сюита». Сюита, состоящая из четырех частей: « Снежинка», «Вальс», «Полька» и «Быстрое движение», — написана в 1945-м году. Ее части нередко исполняются и отдельно. Блеск пианиста и оркестра проявились в полной мере и здесь.

В зале был аншлаг. Благодарная тюменская публика стоя аплодировала Даниилу Крамеру и Тюменскому симфоническому оркестру.

***
фото: Даниил Крамер и симфонический оркестр.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта