X

  • 25 Июль
  • 2024 года
  • № 80
  • 5579

Шаповал — человек без маски

В институте культуры открылась выставка фотохудожника Сергея Шаповала «Портрет». В среду прошла встреча с мастером, на которой ему задали самые разные вопросы: о выставке, о фотографии, о женщинах и о жизни.

О ПРОШЛОМ

— Фотографией я увлекся в 1987 году, но только в последнее время начал определяться в жанре, в стиле… Что такое индивидуальность мастера? Это когда он находит свой жанр. Это — самое сложное и, наверное, приходит с возрастом. Когда начинал, скакал: то и это надо. В основном фотография была формалистического поиска. Химреактивы, проявка, печать — способы… А наш незабвенный классик Володя Коротаев как-то сказал: «Ребята, не надо ничего выдумывать. Снимайте стандартно, не задирая ISO, проявляйте стандартно и печатайте стандартно. И все будет хорошо. А эксперименты эти все — трата времени». И он был прав. Я потратил очень много времени. Семья страдала, все уходило на пленку. Печатал я карточки, хотел отправлять в журнал «Советское фото». Напечатаю — лежат. Жена говорит: «Ну, и че ты не отправляешь?» Да, говорю, че-то время прошло, нечего их отправлять… Был фотоклуб в «Строителе», собирались у Сан Саныча Кукушкина. Я позвонил как-то, принес килограмма три своих фотографий, и так началась эта дружба. Это было интересное время, но короткое.

О ФОТОГРАФИИ

— Фотография — молчаливое существо. Мой учитель как-то сказал: «У художника муза скромная. Она не звучит, как у музыкантов, у певцов. Ваша задача добиться, чтобы это молчание было убедительным, эмоциональным».

Художники во все времена оставляли нам в памятниках искусства изображения святых. А кто такой святой? Это человек. Человек — это самая интересная форма. Это такая архитектура, такая пластика! В наш век так много хорошей гламурной фотографии. Все же себя хотят красивыми видеть. В результате читаешь в подписи к снимку: снимал такой-то, мейк-пейк делал такой-то, стиль — такой-то. А человека по сути нет. Я вижу только маску. А я хочу снимать человека таким, какой он есть. Он на меня не кричит, не рычит, не строит гримасы. Мне только надо поймать тот ракурс, тот момент, когда он мне интересен.

Катя Христозова

О СОЦРЕАЛИЗМЕ

— Когда говорят о соцреализме, клевещут на советское искусство. Я был в Москве, учился в то время. Художники трудились и от души, и для души. Я бывал на выставках неизвестных художников из каких-то советских губерний. Да, он закончил Суриковский институт. И живет в какой-то там области. Когда я прихожу в ЦДХ и вижу 150 портретов людей его родной земли — это такой мощнейший вклад!

А когда говорят, что соцреализм нам показывает только праведников и правильное — да ну! Вы покажите мне в истории искусств до XIX века, чтобы художники в своих произведениях оставили нам в наследство какие-то чудовищные правды жизни. Да не найдете.

О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ

— Женщину не надо понимать, это заблуждение. А зачем понимать? Все ведь в натуре есть. Куда уж глубже натуры-то заглянуть? Мы в обществе живем по каким-то правилам, играем в игры… Мне кажется, иногда надо убегать от этих правил. Пусть даже тебя называют позорником. «Ты ничего не можешь, ты не мужик.» Да, я ребенок. Ну, блаженный я, юродивый. И че?

О ДЬЯВОЛЕ

— Жизнь вообще непонятная. Я всегда стеснялся пьяного вида, пьяного человека. И вдруг после 40 лет запил — нормально, да? Этот промежуток жизни — восемь лет -улетел в никуда. Хоть что-то и делал в то время, вспоминаю с содроганием. Пьянство — это самое-самое мерзопакостное, куда меня занесло. Это как наркомания, все из тебя высасывает. Подвел себя под монастырь, но как-то, слава богу, справился.

О СМЫСЛЕ

— Смысл жизни-то в чем? Я вот оглядываюсь на свою бабушку. Она была крестьянка, всю жизнь в земле работала. Она родила маму, мама родила меня, я завел сыновей. Вот и все. А вот жизнь смысла — это интереснее. Это когда ты каждый раз как баран на новые ворота смотришь. Когда ставишь перед собой задачу и видишь, как она будет воплощаться.

О ВОЗРАСТЕ

— Я когда смотрю в зеркало -удивляюсь. А внутри не чувствую, что мне 54. Кажется, я где-то на середине дороги.

О ХУДОЖНИКЕ И ВРЕМЕНИ

— Как-то меня попросили сделать копию «Сикстинской мадонны». Боже мой. Копию делают с оригинала. А я делал реплику. Взял хороший файл, напечатал на холсте, натянул, а сверху положил масло. Это далеко не халтура, замечу вам. Если бы я ее рисовал, я бы ее рисовал с натуры. А с репродукции зачем срисовывать? Ну, ниче, получилось, конечно. И вот когда я ее писал, я подумал. Художник жил в то самое время, когда так же было все неспокойно: войны, кровь, казни. И он же все это переживал. А что нам в наследство осталось с точки зрения искусства, какое наследие! Когда он это писал и я когда красил свою картинку, тоже писал, понял, что холст — это было единственное место, где мог художник полностью высказаться, от души. Через краски, посредством света и пластики. Это как поэзия.

***
фото: Выставка Сергея Шаповала;На встрече с автором.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта