Шаповал — человек без маски
В институте культуры открылась выставка фотохудожника Сергея Шаповала «Портрет». В среду прошла встреча с мастером, на которой ему задали самые разные вопросы: о выставке, о фотографии, о женщинах и о жизни.
О ПРОШЛОМ
— Фотографией я увлекся в 1987 году, но только в последнее время начал определяться в жанре, в стиле… Что такое индивидуальность мастера? Это когда он находит свой жанр. Это — самое сложное и, наверное, приходит с возрастом. Когда начинал, скакал: то и это надо. В основном фотография была формалистического поиска. Химреактивы, проявка, печать — способы… А наш незабвенный классик Володя Коротаев как-то сказал: «Ребята, не надо ничего выдумывать. Снимайте стандартно, не задирая ISO, проявляйте стандартно и печатайте стандартно. И все будет хорошо. А эксперименты эти все — трата времени». И он был прав. Я потратил очень много времени. Семья страдала, все уходило на пленку. Печатал я карточки, хотел отправлять в журнал «Советское фото». Напечатаю — лежат. Жена говорит: «Ну, и че ты не отправляешь?» Да, говорю, че-то время прошло, нечего их отправлять… Был фотоклуб в «Строителе», собирались у Сан Саныча Кукушкина. Я позвонил как-то, принес килограмма три своих фотографий, и так началась эта дружба. Это было интересное время, но короткое.
О ФОТОГРАФИИ
— Фотография — молчаливое существо. Мой учитель как-то сказал: «У художника муза скромная. Она не звучит, как у музыкантов, у певцов. Ваша задача добиться, чтобы это молчание было убедительным, эмоциональным».
Художники во все времена оставляли нам в памятниках искусства изображения святых. А кто такой святой? Это человек. Человек — это самая интересная форма. Это такая архитектура, такая пластика! В наш век так много хорошей гламурной фотографии. Все же себя хотят красивыми видеть. В результате читаешь в подписи к снимку: снимал такой-то, мейк-пейк делал такой-то, стиль — такой-то. А человека по сути нет. Я вижу только маску. А я хочу снимать человека таким, какой он есть. Он на меня не кричит, не рычит, не строит гримасы. Мне только надо поймать тот ракурс, тот момент, когда он мне интересен.
О СОЦРЕАЛИЗМЕ
— Когда говорят о соцреализме, клевещут на советское искусство. Я был в Москве, учился в то время. Художники трудились и от души, и для души. Я бывал на выставках неизвестных художников из каких-то советских губерний. Да, он закончил Суриковский институт. И живет в какой-то там области. Когда я прихожу в ЦДХ и вижу 150 портретов людей его родной земли — это такой мощнейший вклад!
А когда говорят, что соцреализм нам показывает только праведников и правильное — да ну! Вы покажите мне в истории искусств до XIX века, чтобы художники в своих произведениях оставили нам в наследство какие-то чудовищные правды жизни. Да не найдете.
О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ
— Женщину не надо понимать, это заблуждение. А зачем понимать? Все ведь в натуре есть. Куда уж глубже натуры-то заглянуть? Мы в обществе живем по каким-то правилам, играем в игры… Мне кажется, иногда надо убегать от этих правил. Пусть даже тебя называют позорником. «Ты ничего не можешь, ты не мужик.» Да, я ребенок. Ну, блаженный я, юродивый. И че?
О ДЬЯВОЛЕ
— Жизнь вообще непонятная. Я всегда стеснялся пьяного вида, пьяного человека. И вдруг после 40 лет запил — нормально, да? Этот промежуток жизни — восемь лет -улетел в никуда. Хоть что-то и делал в то время, вспоминаю с содроганием. Пьянство — это самое-самое мерзопакостное, куда меня занесло. Это как наркомания, все из тебя высасывает. Подвел себя под монастырь, но как-то, слава богу, справился.
О СМЫСЛЕ
— Смысл жизни-то в чем? Я вот оглядываюсь на свою бабушку. Она была крестьянка, всю жизнь в земле работала. Она родила маму, мама родила меня, я завел сыновей. Вот и все. А вот жизнь смысла — это интереснее. Это когда ты каждый раз как баран на новые ворота смотришь. Когда ставишь перед собой задачу и видишь, как она будет воплощаться.
О ВОЗРАСТЕ
— Я когда смотрю в зеркало -удивляюсь. А внутри не чувствую, что мне 54. Кажется, я где-то на середине дороги.
О ХУДОЖНИКЕ И ВРЕМЕНИ
— Как-то меня попросили сделать копию «Сикстинской мадонны». Боже мой. Копию делают с оригинала. А я делал реплику. Взял хороший файл, напечатал на холсте, натянул, а сверху положил масло. Это далеко не халтура, замечу вам. Если бы я ее рисовал, я бы ее рисовал с натуры. А с репродукции зачем срисовывать? Ну, ниче, получилось, конечно. И вот когда я ее писал, я подумал. Художник жил в то самое время, когда так же было все неспокойно: войны, кровь, казни. И он же все это переживал. А что нам в наследство осталось с точки зрения искусства, какое наследие! Когда он это писал и я когда красил свою картинку, тоже писал, понял, что холст — это было единственное место, где мог художник полностью высказаться, от души. Через краски, посредством света и пластики. Это как поэзия.
***
фото: Выставка Сергея Шаповала;На встрече с автором.