Труба, в которую ничего не улетает
Женис Ермагамбетов в детстве любил лепить из пластилина. Теперь этот процесс доставляет ему удовольствие уже в промышленных масштабах.
Конечно, сравнение расплавленного полиэтилена с пластилином — вольное, зато оно доходчиво объясняет, что происходит в заводских экструдерах, когда из расплавленной крошки полимеров, ставших вязкой, тягучей массой, получается труба — та труба, которую уложат под землю, по которой в наши дома побежит вода.
— Сам полиэтилен сначала жидкий, — рассказывает Женис. — Чем толще труба, тем сложнее добиться твердости материала: «корочка» твердеет сверху и снизу, а внутри продолжает циркулировать жидкость. Или, если труба влажная, образуются поры, страдает поверхность изделия. Мы отстраиваем все эти процессы, чтобы не было брака.
Женис с бригадой наладчиков приехал на завод «Сибгазаппарат» из Казахстана. Продукция для завода новая — такую трубу диаметра 1200 мм предприятие станет поставлять на строительство завода «Запсибнефтехим» в Тобольске.
— А они потом, надеюсь, станут поставлять нам сырье — года через два, — говорит заместитель генерального директора по инновационным разработкам Виталий Перов. — Пока закупаем гранулы в Южной Корее.
Виталий Константинович — один из старожилов завода. Устроился, когда еще предприятие принадлежало «Запсибгазпрому». Выпускали только газовую трубу, зато оснащенности завода мог позавидовать любой российский флагман. Здесь первая в России лаборатория, где весь комплект приборов заказан в Германии: «Газпром» денег не жалел.
— Например, вот эти бассейны, -показывает Виталий Константинович. — В них при температуре 80 градусов материал вымачивается много часов. Бассейн открывается автоматически, нажатием кнопки. И мне до сих пор нравится это делать.
Разрывная машина, приборы по измерению геометрии трубы. Для Тюмени эта лаборатория единственная, где могут провести качественный анализ полиэтилена и вынести экспертное заключение. Заказчики — муниципалитеты, ресурсники, производители трубы, которые хотят застраховать себя от серого материала.
А с 2012 года завод поменял хозяина, его купила группа «Полипластик».
— Чем это для нас хорошо? -размышляет Виталий Перов. — Во-первых, большей свободой: в прошлом мы не занимались разработкой и выпуском труб, например, для нефтяников или для городских служб — все-таки были отраслевым заводом. А сейчас занимаемся и очень успешно. Во-вторых, в группе много предприятий, а значит, мы можем страховать друг друга, оперативно перестраиваться под потребности рынка. Например, эту линию для трубы 1200 мы смонтировали специально под заказ «Сибура» — привезли ее из Казани, а им отправили одну из своих.
Всего на заводе девять линий для труб диаметром от 225 до 1200 мм плюс литьевое производство для изготовления колодцев. Новая линия загружена полностью, и останавливать ее нельзя -процесс продолжается круглосуточно. Экструдер, экструзионная головка, вакууматоры, ванны охлаждения, наконец, отрезное устройство — все звенья цепи выглядят изрядно потрепанными, будто остались еще с прошлых времен. Да нет, говорит Женис Ермагамбетов, линия новая. Просто она не стоит, а работает.
50 км трубы — заказ для Тобольска. Кроме того, в области уже реализован ряд крупных проектов: это 150 километров газопровода Ивлево — Сетово, строительство кольцевого водовода в районе Лесобазы и улицы Чекистов, поставляли трубу для перекладки систем водоснабжения на крупных развязках Тюмени. По словам директора филиала компании «Полипластик-Урал» Александра Пивторака, продукция завода -вклад компании в повышение качества и комфорта горожан.
— Мы боремся с авариями в системе водоснабжения канализации, газопроводов, — говорит Александр Ярославович, — и постоянно видим, что уровень оснащения подрядных организаций и качество материала не соответствуют требованиям.
Например, он рассказывает, что в 2007 году в Тюмени для поставки питьевой воды была смонтирована техническая труба — подрядчик, который выполнял работу, не подумал, что эту воду будут пить такие же жители, как он, их дети.
— Мы не просим для нас каких-либо преференций, нужно просто запретить использование при прокладке сетей некачественных материалов, — заключил Александр Пивторак.
В своей продукции он уверен. Хоть труба и дороже, но требует меньше времени и средств при монтаже. И потом о ней можно забыть на 50 лет.
***
фото: Начало линии;Виталий Перов;Женис Ермагамбетов;Труба для «Сибура».