X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Хроника пикирующего дальнобойщика

Эхо протестов, которые дальнобойщики устраивают с ноября прошлого года, уже отзывается.

Постоишь в очередях в ближайшем супермаркете, задержишься чуть дольше у касс — и услышишь разговоры бабушек, которые приходят сюда ни свет ни заря. Бабушки — постоянные покупатели, и они заметили, что фур к магазину в последнее время стало приезжать меньше…

Введение платы за проезд по федеральным трассам для фур массой выше 12 тонн готовилось заранее, но все равно почему-то ударило как обухом по голове. Видимо, занятые в грузоперевозках люди до последнего не верили, что это станет реальностью.

Напомним, правительство предлагало брать с каждого автомобиля по 3,73 рубля за километр дороги. Позже решение скорректировали: до 29 февраля 2016 года тариф 1,53 рубля. С 1 марта он должен вырасти до 3,06 рубля за километр. Предполагается, что собранные деньги будут потрачены на ремонт федеральных трасс.

Протесты начались в ноябре после того, как была опубликована новая информация о тарифе. Теперь уж точно некогда было «разминаться»: официально система «Платон» брала старт 15 ноября. Дальнобойщики, недовольные введением платы, стали свое недовольство выражать в явном виде. Во-первых, новая пошлина добавилась к уже существующим транспортному налогу и топливным акцизам; по мнению водителей — многовато. Во-вторых, оператором «Платона» стала компания, наполовину принадлежащая государству, а наполовину — сыну Аркадия Ротенберга Игорю. Этот факт до сих пор вызывает гнев перевозчиков. «Мы не намерены платить в карман Ротенбергу», — объяснял позицию забастовщиков тюменский активист Владимир Ардашов.

Начали срываться рейсы транспортных компаний. Марина Терещенко из руководства компании «Вилли-Транс» рассказывала, что один водитель сослался на поломку машины, еще один не стал скрывать настоящей причины невыхода на работу. Рьяные коллеги угрожали записывать номера тех, кто будет работать во время протестов. Ситуацию в компании улаживали, как могли, и некоторых водителей удалось вернуть в рейсы. Но им Терещенко сочувствует: наверное, не все в правительстве понимают, какая у водителей трудная работа, предположила она.

— Можно, конечно, так сказать: если в твоей сфере кризисные времена, поменяй профиль! Но это какой-нибудь менеджер может легко переориентироваться. Если мы покинем свою профессию, страна же встанет. Кто будет возить товары, в том числе и первой необходимости? — рассуждает дальнобойщик Анатолий.

… 19 ноября, офис системы «Платон». Толпы и очередей нет. Но сотрудники заверили, что на разговор с нами у них нет и минуты. Из транспортных компаний приезжают постоянно, надо заполнить документы и выдать устройства. И действительно, минут через пять двое мужчин вошли в офис, расписались в документах и забрали несколько коробок. Рассказали, что записались на получение устройств еще в сентябре. Куда деваться, надо работать! Свои фамилии и название компании мужчины решили не афишировать.

К слову, бастующие дальнобойщики, когда мы с ними разговаривали, критиковали то, как СМИ подают тему «Платона». Мол, читателю-зрителю-слушателю предлагают только официальные цифры, из которых вроде бы следует, что все идет как по маслу. И не говорят о том, что не хватает бортовых приборов учета, что система дает сбои и в целом к внедрению оказалась не готова (водители ссылались на опыт коллег).

21 ноября в Тюмени прошел митинг против взимания платы. Содержательности он не добавил, но показал, насколько крепок гнев дальнобойщиков. Представителя Росавтодора, поднявшегося на трибуну, освистали и не дали ему закончить речь. В толпе проскальзывала такая сентенция: зачем слушать тех, кто нас не слушает?

После митинга тюменские активисты встретились с депутатами. Разговор не склеился. Активист Андрей Ковков после встречи признавался: возможно, забастовку придется прекращать. Но она все же продолжилась, причем новыми методами.

25 ноября десятки дальнобойщиков выехали на объездную дорогу и встали на обочине напротив ЖК «Плеханово». «Это важно для всех граждан: начнется с нас, а потом дойдет и до легковых автомобилей», — говорили забастовщики.

Катя Христозова

Они подчеркивали, их стоянка на объездной, «улитка» (когда колонна грузовых машин движется по дороге с мизерной скоростью) — не провокация, а привлечение внимания к проблеме.

Логика в этом, безусловно, есть. Даже в конце ноября, после двух недель протестов, далеко не все граждане понимали, чем вообще занимаются дальнобойщики. Почему не работают? Показал это и мониторинг, проведенный нашей газетой в начале декабря. Впрочем, за редким исключением, опрошенные горожане о протестах все-таки знали и, как правило, если не соглашались с водителями, то уважали их право выразить свой протест законными методами.

Забастовщики были уверены, что будут услышаны и реакция властей последует. Лишь в конце декабря Владимир Путин на пресс-конференции предложил рассмотреть вопрос о ликвидации транспортного налога и введении патентной системы для грузоперевозчиков. Но это ситуации не изменит, считают сами водители. Позиция прежняя: отмена платы за километры.

Пока не отменили ни того, ни другого. Навстречу протестующим власти не идут. Но тюменские дальнобойщики кое-чего достигли. В середине декабря они создали свой профессиональный союз. Он стал региональной ячейкой всероссийского профсоюза. Объединение решит будущие проблемы. И оно уже дает результат. Как удалось узнать благодаря индивидуальному предпринимателю дальнобойщику Ильнуру Насибулину, членам профсоюза предлагают более высокую ставку по некоторым заказам.

… Дальнобойщики продолжают стоять на своем: «Платон» должен быть ликвидирован. Подписывают петиции, поддерживают деньгами, вещами, едой стоящих лагерем в Химках собратьев по профессии. Те, кто так и не вышел на работу, живут пока на сбережения, во многих семьях работают жены.

А вот как ситуация скажется на жизни общества? Объем поставок действительно снижается. Это подтвердили в коммерческом отделе «Перекрестка» на улице Пермякова. Но сроков никто не срывает: объем снизился по «внутренним причинам». И, тем не менее, товара приезжает меньше. А транспортные компании уже добавляют «платоновскую» пошлину к цене заказа. Некоторые эксперты считают, что сама по себе пошлина может и не сказаться на ценах, но торговые сети воспользуются случаем, чтобы поднять их самостоятельно.

***
фото: На объездной.;На объездной.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта