X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Театр красками Перепелкина

Через окошечко кассы театра кукол с января подают не только билеты на спектакли, но и строгий серый буклет — «Альбом Гулливера». Это собрание работ главного художника театра кукол, заслуженного работника культуры РФ Сергея Перепелкина.

Правда, купить билет может каждый, а вот «Альбом Гулливера» пока достается только гостям праздника, который Перепелкин устроил в ноябре в честь своего 55-летия и окончания работы над буклетом. Самого буклета мы тогда не увидели, типография не успела его вовремя напечатать, поэтому Сергей Михайлович элегантно вышел из положения, подарив гостям сертификат на получение «Альбома Гулливера».

Катя Христозова

— Вы не выбросили сертификаты? Дождитесь, пожалуйста, альбома! — переживал в конце декабря Перепелкин. — Типография обещает вот-вот.

А мы выбрасывать и не планировали. Даже теперь расставаться с ним, обменивая на альбом, немного грустно, живописный сертификат — это ведь тоже авторская работа. Да и вообще, с работами театральных художников всегда возникает такая история: их на сцене видит большое число зрителей, но по факту они как будто нигде не остаются… Куклы в театральных хранилищах, где публика их не видит, декорации и вовсе в разобранном состоянии. А уж набросков-почеркушек, которые часто бывают едва ли не самым интересным этапом работы, вообще никто не видит.

Катя Христозова

Самому Перепелкину эти наброски, кажется, ближе всего к сердцу. Поэтому творческой группе, что работала над «Альбомом Гулливера» (журналист Наталья Жаркевич и дизайнер Николай Пискулин), было несложно убедить Сергея Михайловича включить наброски в буклет.

— На самом деле, мне просто всегда было жалко, что постановочная часть спектакля проходит мимо зрителя, — говорит художник.

Вот и получилось разноплановое, богатое комментариями собрание работ с 2000 по 2015 год: костюмы, куклы и сценография. Правда, далеко не все, что было сделано за эти годы, вошло в буклет, даже меньше половины — только то, что сам автор счел наиболее интересным. Например, работа с определенным режиссером или коллегой-художником. Не секрет ведь, что Сергей Михайлович с удовольствием приглашает к совместной работе друзей. «Снежную королеву» они создавали вместе с художником Александром Кухтериным, а «Я ищу свою принцессу» — с Ольгой Трофимовой. К каждому спектаклю, попавшему в буклет, автор сделал примечания: то, что о постановке может знать только он.

Читается за раз, как приключенческий роман со множеством картинок, где у каждого персонажа есть свое неповторимое лицо, характер и талант. Так проявилась способность Перепелкина делать зарисовки не только при помощи бумаги и карандаша, но и имея в качестве инструмента Слово. Получается не хуже. Вот, например, что он пишет о том, как шла работа над спектаклем «Я ищу свою принцессу», который поставил режиссер Юрий Фридман:

«Юрий Александрович Фридман — персонаж, во многом тождественный Андерсену. Одинокий, чрезвычайно ранимый сказочник, с живым интересом к миру во всех его проявлениях. С ним было интересно общаться и непросто работать.

В те времена он был очарован эстетикой бидермайера, и мы пытались воспроизвести на сцене хрупкий уют бюргерского быта.

Кукол к этом у спектаклю делала Ольга Трофимова, про которую говорят, что она «знает подлинные имена богов красоты». На репетиции Оля и Юрий Александрович тихо ругались на немецком языке». Или о работе над оперой «Дитя и волшебство» студенческого театра «Актис» под руководством заслуженной артистки России Елены Орловой:

«… едва ли не самый необычный материал, из тех, с которыми мне приходилось работать. Простой, но странный сюжет (явно в символистском духе). Чудесная авангардная музыка Равеля. Сюрреалистические персонажи: Огонь, Кушетка, Чашка, Чайник, Часы. На сцене — огромное количество народа: школьники, студенты актерского отделения, танцоры, вокалисты, летуч и е мыши, стрекозы, лягушата. Не понимаю, как режиссер Елена Орлова подняла эту фантасмагорическую махину!»

… Думаю, не только Перепелкин все эти годы удивлялся и радовался чужому мастерству и окрылялся новыми идеями (не зря главный режиссер театра кукол Сергей Грязнов называет его творческим провокатором). Он и сам успел удивить и порадовать многих. В первую очередь, людей, с которыми работал, и зрителей. В основном, маленьких, которые еще любят мир целиком. Они не задумываются, почему так ярка и узорчата на сцене театра кукол восточная сказка «Калиф-аист». Не знают, что в сказке «Огниво» у одной из собак, что охраняют сундук, есть реальный прототип -такса Корка, которая живет у мастера театрального бутафорского цеха. И, конечно, им пока рано понимать, что один из немногих в афише кукольного театра «живых» спектаклей «Женитьба» решен в густых офортных штрихах.

Обо всем этом можно узнать из «Альбома Гулливера», который хоть и раздают сейчас только счастливым обладателям сертификата, но чувствуется, что он, как говорится, далеко пойдет — семимильными шагами. Все-таки тираж — 500 экземпляров — не так уж мал.

***
фото: Сергей Перепелкин;Наброски из альбома.;Наброски из альбома.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта