Театр красками Перепелкина
Через окошечко кассы театра кукол с января подают не только билеты на спектакли, но и строгий серый буклет — «Альбом Гулливера». Это собрание работ главного художника театра кукол, заслуженного работника культуры РФ Сергея Перепелкина.
Правда, купить билет может каждый, а вот «Альбом Гулливера» пока достается только гостям праздника, который Перепелкин устроил в ноябре в честь своего 55-летия и окончания работы над буклетом. Самого буклета мы тогда не увидели, типография не успела его вовремя напечатать, поэтому Сергей Михайлович элегантно вышел из положения, подарив гостям сертификат на получение «Альбома Гулливера».
— Вы не выбросили сертификаты? Дождитесь, пожалуйста, альбома! — переживал в конце декабря Перепелкин. — Типография обещает вот-вот.
А мы выбрасывать и не планировали. Даже теперь расставаться с ним, обменивая на альбом, немного грустно, живописный сертификат — это ведь тоже авторская работа. Да и вообще, с работами театральных художников всегда возникает такая история: их на сцене видит большое число зрителей, но по факту они как будто нигде не остаются… Куклы в театральных хранилищах, где публика их не видит, декорации и вовсе в разобранном состоянии. А уж набросков-почеркушек, которые часто бывают едва ли не самым интересным этапом работы, вообще никто не видит.
Самому Перепелкину эти наброски, кажется, ближе всего к сердцу. Поэтому творческой группе, что работала над «Альбомом Гулливера» (журналист Наталья Жаркевич и дизайнер Николай Пискулин), было несложно убедить Сергея Михайловича включить наброски в буклет.
— На самом деле, мне просто всегда было жалко, что постановочная часть спектакля проходит мимо зрителя, — говорит художник.
Вот и получилось разноплановое, богатое комментариями собрание работ с 2000 по 2015 год: костюмы, куклы и сценография. Правда, далеко не все, что было сделано за эти годы, вошло в буклет, даже меньше половины — только то, что сам автор счел наиболее интересным. Например, работа с определенным режиссером или коллегой-художником. Не секрет ведь, что Сергей Михайлович с удовольствием приглашает к совместной работе друзей. «Снежную королеву» они создавали вместе с художником Александром Кухтериным, а «Я ищу свою принцессу» — с Ольгой Трофимовой. К каждому спектаклю, попавшему в буклет, автор сделал примечания: то, что о постановке может знать только он.
Читается за раз, как приключенческий роман со множеством картинок, где у каждого персонажа есть свое неповторимое лицо, характер и талант. Так проявилась способность Перепелкина делать зарисовки не только при помощи бумаги и карандаша, но и имея в качестве инструмента Слово. Получается не хуже. Вот, например, что он пишет о том, как шла работа над спектаклем «Я ищу свою принцессу», который поставил режиссер Юрий Фридман:
«Юрий Александрович Фридман — персонаж, во многом тождественный Андерсену. Одинокий, чрезвычайно ранимый сказочник, с живым интересом к миру во всех его проявлениях. С ним было интересно общаться и непросто работать.
В те времена он был очарован эстетикой бидермайера, и мы пытались воспроизвести на сцене хрупкий уют бюргерского быта.
Кукол к этом у спектаклю делала Ольга Трофимова, про которую говорят, что она «знает подлинные имена богов красоты». На репетиции Оля и Юрий Александрович тихо ругались на немецком языке». Или о работе над оперой «Дитя и волшебство» студенческого театра «Актис» под руководством заслуженной артистки России Елены Орловой:
«… едва ли не самый необычный материал, из тех, с которыми мне приходилось работать. Простой, но странный сюжет (явно в символистском духе). Чудесная авангардная музыка Равеля. Сюрреалистические персонажи: Огонь, Кушетка, Чашка, Чайник, Часы. На сцене — огромное количество народа: школьники, студенты актерского отделения, танцоры, вокалисты, летуч и е мыши, стрекозы, лягушата. Не понимаю, как режиссер Елена Орлова подняла эту фантасмагорическую махину!»
… Думаю, не только Перепелкин все эти годы удивлялся и радовался чужому мастерству и окрылялся новыми идеями (не зря главный режиссер театра кукол Сергей Грязнов называет его творческим провокатором). Он и сам успел удивить и порадовать многих. В первую очередь, людей, с которыми работал, и зрителей. В основном, маленьких, которые еще любят мир целиком. Они не задумываются, почему так ярка и узорчата на сцене театра кукол восточная сказка «Калиф-аист». Не знают, что в сказке «Огниво» у одной из собак, что охраняют сундук, есть реальный прототип -такса Корка, которая живет у мастера театрального бутафорского цеха. И, конечно, им пока рано понимать, что один из немногих в афише кукольного театра «живых» спектаклей «Женитьба» решен в густых офортных штрихах.
Обо всем этом можно узнать из «Альбома Гулливера», который хоть и раздают сейчас только счастливым обладателям сертификата, но чувствуется, что он, как говорится, далеко пойдет — семимильными шагами. Все-таки тираж — 500 экземпляров — не так уж мал.
***
фото: Сергей Перепелкин;Наброски из альбома.;Наброски из альбома.