Воображение против рутины
Разнообразие художественных приемов сегодня так велико, что не всегда понятно, где рисунок, где коллаж, а где фотография.
Еще непонятно, как правильно величать всемирно известного бельгийца Бена Хайне. Художник? Фотограф? Человек с неуемной фантазией? Или правильнее сказать, что он — изобретатель модного теперь стиля «Карандаш против камеры»?
Бен Хайне, когда приезжал со своими работами в Москву, рассказал, что никак не мог найти удовлетворения в чем-то одном: только рисунка или только фотографии ему было недостаточно. Поэтому после проб и ошибок родился стиль «Камера против карандаша», а за ним — одноименный 3D проект, над которым автор работал в течение двух лет. А потом проект стал передвижной выставкой, которая объехала практически весь мир: от Южной Кореи и Румынии до Бразилии и Америки. И вот она прибыла в Россию, более того, ее до 17 апреля можно увидеть в тюменском музее изобразительных искусств.
Искусствоведы говорят, что Бен Хайне и сам не ожидал такого интереса публики и возникновения последователей, которые появились, как грибы после дождя.
Хочется повторить старую истину, что все гениальное — просто. Метод Хайне, на первый взгляд, действительно проще некуда. Он делает снимок, а поверх него накладывает графический рисунок, вписывая в реальность самые разные сюжеты. И вот по мощеным камнем европейским улочкам вдруг отправляются на прогулку львы, желтые подсолнухи начинают улыбаться, манекены в витринах магазинов берутся за руки и многое другое. В Интернете можно найти огромное количество картин Бена (условимся называть его работы картинами?): они посвящены ожиданию любви и пути, который лежит перед влюбленными; эволюции человеческого интеллекта и любознательности души; проблемам терроризма и насилия; добрым людям, жителям бедных стран; деньгам и капиталистическим играм. Но хорошего в них куда больше, чем тревожного, — мечты, детство, любовь родителей. Такое чувство, что Хайне дает отличный рецепт борьбы с ежедневной рутиной при помощи воображения: пусть этот старый мир встряхнется и хоть ненадолго станет таким, как хочешь именно ты. Прекрасно то, что этот метод можно применять когда и сколько угодно, и рисовать при этом даже не обязательно, стоит лишь вообразить. Ну, как в «Гарри Поттере» профессор защиты от темных искусств учил справляться со страхами при помощи смеха.
В реальности выставка производит еще более сильное впечатление, чем интернет-версия. По стенам развешаны фотографии, а перед ними на специальных держателях установлены рисунки -ровно на той высоте, чтобы зритель, стоя напротив всей композиции, мог понять и оценить задумку автора. Еще можно узнать историю создания картины из сопровождающей справки. Оказалось, например, что перед отправкой экспозиции в Россию автор дополнил ее новой работой: вписал ангела-девочку с фотоаппаратом и большим сердечком-подушкой в фотографию московского храма Василия Блаженного.
Жаль только, что в Сибирь Бен приехать не смог. Обычно, открывая свои выставки, он устраивает перфомансы, подбирает музыку. Во многих странах говорит с гостями экспозиции на их родных языках: он изучал журналистику, историю искусств, живопись и скульптуру, успел самостоятельно освоить барабаны, фортепьяно и семь языков!
Правда, наши искусствоведы постарались сделать так, чтобы мы не чувствовали себя обделенными. При выставке Хайне идут мастер-классы по склейке бумажных 3D моделей роботов и животных, что пришлись по душе не только детям, но и взрослым. В других городах устраивают мастер-классы по спонтанному рисованию и созданию фото-коллажей. Все это вполне можно назвать разными гранями стиля «Карандаш против камеры». А что? Посмотрел на картины, попробовал сделать нечто подобное самостоятельно и -вуаля: пошел менять мир к лучшему.
***
фото: По улицам гуляют львы;Мастер-класс по 3D иллюзии;Фото мамы и дитя;Картина, которую Бен Хайне создал специально для России.