X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не под охраной государства

Почетный гражданин города, член Союза художников России реставратор Вадим Шитов не сдерживается в выражениях, когда речь заходит о том, что сегодня творится с некоторыми памятниками деревянного зодчества. Самое мягко сказанное из этого: «Всем плевать!»

… Не так давно в реставрационно-художественную мастерскую Шитова пришла женщина — записаться на урок резьбы по дереву -и заметила среди элементов домового декора, хранящихся в мастерской, обломок керамического изразца. Когда-то Вадим Михайлович подобрал его с пола усадьбы купца Антона Васильевича Колмакова (ул. 25-го Октября, 25).

— Ой, а у нас такой же, только побольше! — воскликнула посетительница.

Выяснилось, что некоторое время назад она приобрела приличный размерам кусок изразца в антикварной лавочке за пять тысяч рублей. Стали сравнивать и выяснили: в лавочку он определенно попал все из того же колмаковского дома. Очевидно, его отковыряли от одного из четырех тамошних каминов.

— Кто их проверяет, эти антикварные магазины, — говорит сын Вадима Шитова реставратор Святослав. — Я не удивлюсь, если сами работники этих лавочек ходят по старым домам в поисках того, что можно забрать оттуда, а потом продать.

И ладно еще, когда куски истории попадают в руки неравнодушных людей, как та женщина, которая согласилась — когда дело дойдет до реставрации усадьбы (когда только?!) — отдать купленный изразец в мастерскую, чтобы его использовали в качестве примера для изготовления стилизованных элементов. Но чаще всего памятники историко-культурного наследия растаскивают в неизвестных направлениях.

Так, например, все из того же дома Колмакова утащили… чугунные опоры, поддерживающие балкон второго этажа. Вадим Шитов недоумевает: это же не просто мелкие воришки, это надо пригнать грузовую машину, а то и не одну — колонны большие, тяжелые. Каким-то образом открутить их и втиснуть вместо них деревянные бревна. Они-то сейчас и поддерживают балкон — смотрятся на фоне усадьбы, пусть уже тоже совсем неприглядной, вопиюще чужеродно.

Примечательно, что такое наглое расхитительство в центре города осталось в этот раз незамеченным. А вот лет десять назад, когда Вадим Шитов, не в силах больше смотреть, как хиреет усадьба, снял с окон несколько наличников и увез их в мастерскую, кто-то вызвал милицию.

— Сотрудники — кажется, даже ОМОН — ворвались вслед за мной прямо в мастерскую, с автоматами, — вспоминает Вадим Михайлович с грустной улыбкой. — Потом, правда, когда разобрались в ситуации, их главный — майор -извинился.

Катя Христозова

Сейчас, по словам Шитова, чтобы получить официальное разрешение забрать (на хранение и реставрацию) из заброшенных домов-памятников элементы уникального декора прошлых веков, надо пройти немало бюрократических препон. Потому что некоторые из этих домов, пусть и считаются достоянием общественности, принадлежат частным лицам, которым — судя по внешнему виду их владений — нет особого дела до исторических «игрушек». И зачем только покупали? Непонятно. Хотя…

— Дожидаются, когда окончательно сгорят, а потом построят на этом месте что-нибудь другое, — констатирует Вадим Михайлович.

Похоже на то. Только в колмаковском доме пожары случались уже несколько раз. Дом N 1 по улице Семакова, который занимает в списке «Всем плевать!», пожалуй, лидирующую позицию, тоже стоит опаленный. И защитников культурного наследия города из числа энтузиастов терзают смутные сомнения, что причина этих пожаров — не окурок, брошенный каким-нибудь бомжем, а целенаправленный поджог.

Энтузиасты — во главе с отцом и сыном Шитовыми — уже не раз пытались подступиться к спасению загибающихся памятников истории. Летом, например, тюменец Сергей Ермолаев снял документальный фильм об усадьбе Колмакова, экспертное мнение в котором высказали Вадим Шитов и краевед Александр Петрушин («Курьер» писал об этом подробно в конце прошлого года).

А сейчас Святослав Шитов собирает инициативную группу, в которую уже вошли экскурсоводы, журналисты, люди, имеющие отношение к патриотическому воспитанию подрастающего поколения…

— Еще очень хотим пригласить к сотрудничеству в вопросе спасения памятников деревянного зодчества депутата Госдумы Анатолия Карпова, — говорит Святослав. — К нам уже присоединилась его помощник Татьяна Соснина.

Катя Христозова

В группе неограниченное количество вакантных мест — могут подключиться все желающие, которым не все равно. В настоящий момент участники группы составляют реестр памятников, нуждающихся в защите общественности, — если уж за их защиту не взялся никто другой, например, государство, которое, судя по табличкам на домах, обязано это делать. В реестр точно войдут адреса: ул. 25-го Октября, 25; ул. Семакова, 1; ул. Кирова, 10 (в XIX веке дом принадлежал мастеру деревянной резьбы Привалову); ул. Дзержинского, 21 (часть усадьбы купца Новоселова)…

По словам Святослава Шитова, если сейчас, пока сохранилось хоть что-то из элементов декора прошлых веков, не спасти наследие, то после его будет практически невозможно восстановить. Ведь старые наличники, деревянные изразцы, дверные украшения разных домов XIX столетия вроде и кажутся в чем-то похожими, но, на самом деле, совершенно разные. Штучная работа.

Святослав показывает мне ветку яблони, вырезанную из дерева. Ее тоже принесли из 25-го дома, она отвалилась от двери. Из-за старой, облупившейся от сырости и времени краски яблоки кажутся мочеными — скукоженные, темные. Но реставратор уверяет, что если как следует над ними поработать, то они превратятся в наливные, как во времена купца I гильдии Антона Васильевича Колмакова.

***
фото: Усадьба Колмакова;Вадим Шитов;Святослав Шитов с деревянной яблоневой ветвью.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта