X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Атака века» торпедных катеров

2 июня 1950 года торпедные катера типа «Г-5-Х1-й серии», построенные в Тюмени, атаковали (под флагом КНДР) американо-английскую эскадру. Этот факт не имеет аналога во всемирной истории военно-морского искусства.

Долгое время «атака века» в Желтом море считалась красивой легендой, рожденной в Стране утренней свежести. Слишком уж невероятным казался ее результат.

Лишь сейчас, по истечении срока давности, появилась возможность познакомиться с документами, проливающими свет на события и подтверждающими этот исторический факт.

Итак, обо всем по порядку.

Летом 1948 года в корейский порт Вонсан своим ходом из советской военно-морской базы в Порт-Артуре пришли четыре катера типа «Г-5-XI-c» под брейд-вымпелом командира 2-й бригады торпедных катеров 5-го ВМФ СССР (Тихоокеанского флота) Героя Советского Союза капитана 2 ранга Сергея Петровича Кострицкого (1910-1982).

Катера, построенные на Тюменском судостроительном заводе N 639 в третьем квартале 1946 года, имели заводские номера, соответственно: ТКА-321, ТКА-322, ТКА-323 и ТКА-324. Каждый с двумя торпедными аппаратами калибра 533-мм и один пулеметом ДШК калибра 12,7 мм. Катера, оснащенные американскими двигателями «Паккард», развивали скорость до 45,5 узла (90 километров в час) и имели водоизмещение до 18,6 тонны. Экипаж «Г-5» состоял из семи человек на каждом вымпеле.

Звено тюменских катеров, прибывшее в Вонсан, передавалось советской стороной в вечное пользование флоту КНДР.

Уже через месяц после прибытия на торпедных катерах появились экипажи, сформированные из моряков ВМФ КНДР.

Командирами экипажей стали корейские офицеры, прошедшие подготовку в Военно-морском училище имени С.О. Макарова во Владивостоке. Возглавил звено, получившее громкое название «бесстрашные мыши», капитан-лейтенант Ким Гун Ок.

Любопытно, что корейцы воспользовались тюменскими заводскими номерами и оставили их в качестве тактических номеров, убрав лишь указатель даты постройки, то есть катера стали именоваться ТКА-21, ТКА-22, ТКА-23 и ТКА-24. Именно этим вымпелам и суждено было совершить нечто невероятное в водах Желтого моря.

2 июня 1950 года, в самый разгар войны на Корейском полуострове, единственное на тот момент звено торпедных катеров флота КНДР и два морских охотника типа «МО-4» отправились в поход для высадки группы разведчиков в район мыса Чумучжин. Выполнив задание, катеры легли на обратный курс на базу в Сокхче. Старшим на борту головного катера ТКА-21 шел сам Ким Гун Ок, а за штурвалом находился командир катера Ким До Хен.

Они-то и заметили в 4.20 утра выходившие из тумана три «гигантских корабля американских империалистов». Ким Гун Ок на свой страх и риск решился на отчаянную атаку. О встрече с противником он не сообщил, прямого приказа не имел, но бросился в «последний и решительный бой».

Противником звена корейских катеров оказались крейсер ВМС США, легкий крейсер «Джамайка» и фрегат «Блэк Суон» военно-морского флота Великобритании. Они шли в кильватерном строю. Встреча с торпедными катерами КНДР оказалась для них совершенно случайной.

Первым атаковал головной крейсер торпедный катер ТКА-23 под командованием лейтенанта Цой Ден Су. С расстояния 5 кабельтовых он выпустил торпеду, но был потоплен огнем главного калибра американского крейсера. От огня англичан погиб и ТКА-24, не успевший выпустить торпеды.

Вторым стрелял одной торпедой катер ТКА-22 лейтенанта Ли Ван Гына. Он добился прямого попадания в левый борт американского флагмана, но был подожжен. Однако не вышел из боя и второй торпедой поразил следующий легкий крейсер, а после этого выбросился на берег.

Особого успеха добился Ким Гун Ок. С дистанции 800 метров он всадил обе парогазовые торпеды типа «53-58» с борта ТКА-21 в борт головного американского крейсера, проскочил между ним и фрегатом, поставил дымовую завесу и благополучно вышел из зоны огня.

Бой длился около получаса. Корейцы потеряли три катера из четырех, но нанесли противнику существенные повреждения. ТКА-21 вернулся в базу и доложил о потоплении вражеского крейсера «Балтимор» и повреждении крейсера «Джюно»!

Однако оказалось, что храбрые корейские моряки торпедировали не флагмана американского флота у берегов Кореи — тяжелый крейсер «Балтимор», а разворотили тремя торпедами левый борт крейсера ВМС США «Рочестер», имевшего девять орудий калибра 203-мм, дюжину пушек калибра 128-мм и 68 зенитных установок с экипажем из 1142 человек. Командир этого крейсера, капитан-командор Эдвард Лейн после боя был обвинен Комитетом начальников штабов США в «великом неискусстве» и отправлен в отставку.

Тяжело поврежденный крейсер «Рочестер» прошел длительный ремонт и в 1961 году был исключен из состава военно-морского флота США.

Вторым поврежденным объектом атаки корейских «бесстрашных мышей» оказался не крейсер «Джюно», а легкий крейсер «Джамайка» ВМС Великобритании. Он получил одну торпеду в борт и имел 8 убитых и 4 раненых из состава своего экипажа.

За этот беспримерный бой капитан-лейтенант Ким Гун Ок получил звание Героя КНДР и звание капитана 1 ранга «вне всякой очереди». Героем КНДР стал и Ли Ван Гын.

А торпедный катер ТКА-21, заложенный и построенный в Тюмени, находится в экспозиции музея воинской славы КНДР в городе Пхеньяне.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта