В объятьях «великого немого»
Чувствую себя брошенным в полноводную реку без конца и края. Словно это не персидскую княжну, а меня швырнул за борт, в «набежавшую волну», актер Петров-Краевский, он же Стенька Разин из одноименной немой короткометражки. Но это не Волга, а невидимое миру течение времени.
ПОЖАТЬ РУКИ БРАТЬЯМ ЛЮМЬЕР
Поначалу миссия представлялась почти невыполнимой — написать о первом пришествии кино в начале XX века в тогда еще провинциальную и мало известную миру Тюмень.
Спасибо первопроходцам этой благодатной темы! И, если еще раз вернуться к образу «Туры времени», то только они, историки и краеведы, вывели меня на фарватер, ведущий к цели. К ним и их работам мы еще вернемся.
Пока спешу назвать те даты и знаковые имен а, без которых не обойтись. И самые первые — Луи Люмьер и его старший брат Огюст.
28 декабря 1895 года они впервые предъявили почтенной публике парижского кафе на бульваре Капуцинов свое необыкновенное детище под названием «синематограф». Изобретателем выступил младший брат Луи, а старший сосредоточился на финансировании проекта. Вот какие неугомонные искатели нового! А ведь они были успешны в своем бизнесе (семья владела в Лионе фабрикой по производству желатиновых фотопластинок). Но страстно хотелось создать нечто свое — и на века.
Летописец кино уточняет, что в тени сенсационного события на упомянутом бульваре остался еще один светлый ум — Жюль Карпентье. Именно он сконструировал первый кинопроекционный аппарат.
Эффект был потрясающим. Синематографу предстояло завоевать весь мир.
Дошла очередь и до России. Самый первый показ изумительного «иллюзиона» состоялся 4 мая 1896-го в летнем саду «Аквариум» Санкт-Петербурга. Что касается Тюмени, то ей, пребывавшей в тени губернского Тобольска, предстояло подождать еще несколько лет… своего француза по фамилии Дерсен.
Это его, делавшего свой бизнес на новом и очень перспективном поприще, пригласил в наш город именитый купец Андрей Текутьев. Меценат хотел удивить земляков, да и порадовать восхитительным вечером в своем театре на улице Иркутской (сейчас — Челюскинцев, напротив будущего Дворца пионеров). Событие произошло 22 сентября 1902 года, и этот день считается первым явлением кино в Тюмени.
В том наборе лент, что привез Дерсен, вероятно, была одна исключительная, беспроигрышная, бьющая наповал — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Неискушенные зрители по всему миру не выдерживали вида стремительно надвигающегося на них паровоза, вскакивали и убегали. (Та же участь постигла мою бабушку, Анастасию Филипповну, увидевшую этот коротенький фильм гораздо позже, в маленьком городке на Урале. Она рассказывала мне, еще несмышленышу, как была тогда испугана).
История умалчивает, были ли такие, что поспешно ретировались из текутьевского театра. Могу только предположить, веря чутью: даже если кто-то и покинул зал, то вскоре возвратился: победили острое любопытство и желание увидеть диковинные «живые картины». Может быть, имелся среди них и сюжет с близкой братьям натуры — «Выход рабочих с фабрики Люмьер». А также уморительный «Политый поливальщик» с мальчиком — шалуном, дядей и шлангом, из которого хлестала вода. Самая первая крохотная комедия в истории «великого немого»!
… А пожать руки братьям Люмьер — вовсе не фантастика. Только надо поехать в Екатеринбург, к большому кинотеатру на набережной. В 2012-м здесь поставили памятникам братьям Люмьер. Вот они, на фотографии, — пионеры, отцы-основатели, открывшие нескончаемую эру кино.
НАЧАЛО БУМА
Летом 1906 года «Сибирская торговая газета» сообщила: «Вокзальный сад станции Тюмень служит приятным местом, где можно подышать свежим воздухом и укрыться в тени. Третий сеанс кинематографа Люмьера 6 июня собрал опять довольно многочисленную публику. На этот раз некоторые картины были неудачны и выступали (на экране — В.Т.) не особенно отчетливо.
Правда, что было и много очень эффектных, полных иллюзии, как например: путешествие по Швейцарии, религиозная процессия в Токио, купание священных слонов в Индии»*.
Настоящий бум кино был, впрочем, еще впереди. Я нашел такие данные: в 1913-м в России работало 1412 электротеатров, как их тоже тогда называли (в том числе 134 — в Санкт-Петербурге и 67 — в Москве). Разумеется, тюменские предприниматели, осваивавшие эту новую хлебную ниву, не гнались за двумя столицами. Скорее всего, их волновали размах своего дела и успех в борьбе с конкурентами.
В первое десятилетие жизни «великого немого» ленты с фильмами шли из той же Франции. Еще в 1904-м Шарль Патэ, талантливый предприниматель, застолбивший золотую жилу в числе первых и хорошо раскрутившийся, открыл в Москве представительство своей фирмы «Братья Патэ». (Что любопытно, Шарль тоже был младшим из братьев, и поначалу ему помогали трое остальных, но потом в числе компаньонов остался только один, Эмиль).
Дошла очередь и до Тюмени: запрягали долго, но зато помчались потом будто на сибирской тройке! По сведениям, собранным доктором технических наук, профессором Виктором Копыловым (их можно найти в его книге**), на рубеже 1910-1911 годов на Царской улице (Республики — В.Т.) возник кинотеатр «Вольдемар», чьим хозяином был пермский мещанин Антон Ромашов (владевший, кстати, и лесопильным заводом). Цитирую: «Кинотеатр размещался в специально выстроенном деревянном здании, зал которого вместе с боковой галереей вмещал 380 зрителей».
Новоселья множились. Ведь столь привлекательная ниша не могла пустовать долго. Открываются, выбирая тот же центр города, «Прогресс», «Луч», «Модерн», «Фотоскоп-Синематограф», «Весь мир», «Гигант»…
Вот когда у городской управы прибавилось забот! Комиссия, куда входил и известный архитектор Чакин, зорко надзирала за тем, чтобы в этих увеселительных заведениях не царили беспорядок и хаос. Больше всего, конечно, опасались пожаров — целлулоидная кинолента была горючей. Поэтому будки для проекционной аппаратуры строили только в каменном исполнении, свидетельствует Виктор Копылов. Двери обивали железом, и, кроме того, само сооружение для «луча Люмьера» отделяли от зала кирпичной стеной. А входные двери не должны были иметь порога.
Разумеется, в растущем кинобизнесе быстро возникла конкуренция. А потому понадобилась реклама, которую охотно и к собственной выгоде печатали местные издания. Вот как броско подавал себя электротеатр «Прогресс»: «Обширное здание, более 500 мест. Перемена картин 2 раза в неделю: в среду и воскресенье. Демонстрируются последние выпуски (кинохроники — В.Т.). Начало в будни от 5 час. вечера, в праздники с 1 час. дня. Цена местам от 10 коп. до 50 коп.»
На тумбах расклеивали афиши, которые… с превеликим удовольствием поедали бродившие по улочкам козы. Им нравился вкус картофельного клейстера!
О столь забавном историческом факте мне рассказала Вера Литовченко, специалист информационно-библиотечного центра ТюмГУ. Она тоже провела свое исследование, прошла по следам электротеатра «Палас», появившегося в 1914 году в доме Брюхановых на углу Царской и Подаруевской (Семакова). И, в частности, смогла установить, что «Вольдемар» и «Палас» находились не в одном и том же здании, как считалось ранее, а в разных.
Но об этом и многом другом — во второй части очерка.
Окончание следует.
* Эта информация «Сибирской торговой газеты» приведена в книге Сергея Кубочкина «Заводская слободка» (Тюмень, «Мандр и Ка», 2011).
**«Окрик памяти» (история Тюменского края глазами инженера), книга 2-я, Тюмень. «Слово», 2001.
Использованы иллюстрации из книги «Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника XVII — XX вв.» (Москва, «Галарт», 1998) и из Интернета.
***
фото: Композиция, посвященная братьям Люмьер, на набережной Екатеринбурга;Кадр из отечественного короткометражного фильма 1908 года «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). В роли Разина — актер Евгений Петров-Краевский;Театр Андрея Текутьева на улице Иркутской, где состоялся самый первый тюменский кинопоказ.