X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Уехали, но обещали вернуться

Организаторы гастролей Магнитогорского театра драмы в Тюмени зря волновались. Ни постновогодний период, ни эпидемия гриппа не помешали тюменцам устроить аншлаг на шести спектаклях, которые шли с 9 по 14 февраля на сцене драматического театра.


Подождите, не начинайте

В прошлую пятницу гости из Магнитогорска играли пьесу, которую обычно хорошо принимают на фестивалях, — «Время женщин» по одноименной книге петербургской писательницы Елены Чижовой в постановке режиссера Алексея Данилова. При полном зале, где заняты даже приставные кресла. Пришлось немного потянуть с началом, подольше не гасить в зале свет: смотрительницы зала переговариваются, что в кассе театра прямо сейчас, за пару минут до начала, люди все еще покупают билеты. (Интересно, куда? Разве что на балкон…)

Не знаю, что вызвало такой бурный интерес у, казалось бы, «наевшейся» январскими развлечениями публики. Может быть, имя Елены Чижовой? Все-таки два ее романа — «Лавра» и «Преступница» — вошли в шорт-лист премии «Русский Букер», а «Время женщин» был удостоен этой награды в 2009 году. А еще Чижова написала инсценировку к спектаклю «Доходное место», который в нашем театре поставил режиссер Геннадий Тростянецкий по пьесам Александра Островского и Александра Сухово-Кобылина. «Доходное место» зрители посчитали одной из лучших постановок прошлого театрального сезона в драме.

Вторым ингредиентом успеха можно смело назвать Магнитогорский театр драмы имени Пушкина. Он приехал к нам во второй раз и порадовал разнообразием: ни одного повторного спектакля, и всем сестрам — по серьгам. Детям — сказки, любителям академической музыки и зрелищ — мюзикл «Амадеус», зрителю, отдающему предпочтение комедиям, — хит «Примадонны», а людям читающим — два спектакля по произведениям современных авторов Елены Чижовой и Захара Прилепи- на. А еще — новые для нас актеры, режиссеры, оркестр, хор. Словом, мимо никак было не пройти.


Вымышленная правда

О романе Чижовой «Время женщин» ходило много баек. Самая распространенная — о том, что рассказ о немой девочке Софье (она же Сюзанна), которую в коммунальной квартире рубежа 50-60-х годов воспитывала мать и три бабушки-соседки, — это автобиография. Очень уж силен эффект присутствия: так пишут личные дневники. Но заслуженная артистка России Надежда Лаврова (она исполняет в спектакле роль бабушки Евдокии) рассказывает, что от самой Чижовой слышала: это — литературный вымысел.

А на сцене все равно получается дневник. Его как будто пишет повзрослевшая Софья (актриса Елена Кононенко), которой отведена роль молчаливого наблюдателя, словно происходящее на сцене — это ожившее воспоминание, вымышленная, но правда.

Действительно, правда. Для зрителей старшего поколения эта пьеса — возможность вспомнить молодость, сверить свои переживания с переживаниями героев спектакля. А для молодых — еще одно убедительное свидетельство того, как жили бабушки и дедушки. И напоминание: расспросите, пока они живы. Вам откроется столько нового, столько интересного, что вы удивитесь насыщенности, яркости жизни тогда. И непременно найдете истоки чувствований и поступков живущих в наши новые времена.

… В спектакле Софья вспоминает о детстве и матери — кроткой и пугливой деревенской девушке, работающей на заводе. Как ее соблазнил богатый «умник», и как потом в коммуналке ей помогали растить немую дочку три одинокие старухи-соседки, потерявшие в войну всех своих близких и родных.

С любовью и ясностью со сцены нам показывают, что старость может быть прекрасной, понимающей, знающей, прощающей, откровенной и светлой. При этом — парадоксально вздорной, хитрой и сварливой. После просмотра «Времени женщин» становится очевидным, что мы живем, опираясь на чью-то старость. Каждый из нас носит в себе какого-то дорогого старика. А еще в постановке «Время женщин», как и в одноименном романе, показано почти невозможное: как тяготы старости и одиночества, как ад истории и бесчеловечной эпохи переплавляются в понимание, дружбу, преданность и нежность.

Персонажи актрис, играющих старушек Евдокию (Надежда Лаврова), Гликерию (Елена Савельева), Ариадну (Мария Крюкова), не только трогательные и сварливые, они еще иногда безудержно смешные. Не получается измерить, чего в постановке больше — смеха или слез. Но зал аплодирует: за три часа он успел полюбить обитателей этой незнакомой питерской коммуналки. Вымышленной, но такой реалистичной.

… Магнитогорский театр, показав приготовленные для нас спектакли, отправился домой, пообещав по возможности приехать вновь. Надеемся, что мы встретились не в последний раз, потому что энтузиазм публики оказался равным энтузиазму двух театров (магнитогорскому и тюменскому), которые на свой страх, риск и средства устроили эти отличные гастроли.

***
фото: Богатый умник соблазняет заводскую девчонку;Евдокия и Ариадна.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта