Время загадывать желания
Одна из легенд о появлении народа ханты гласит, что первый человек в здешних суровых широтах проснулся от пронзительного крика вороны.
Вот как интересно подчас различаются символы у разных этносов — славяне считали ворону вестницей смерти не только за черный окрас и привычку питаться падалью, но и за неблагозвучное «пение». А ханты и манси почитают эту птицу покровительницей всего живого — она приносит на крыльях весну, ее нужно просить о здоровых и сильных детях.
Кстати, предки коренных северных народов жили, в том числе, и неподалеку от нынешней Тюмени — на месте одной из их стоянок, прозванной Андрюшиным городком, расположен археологический музей-заповедник. Тот самый, что на озере Андреевском.
В последние несколько лет посетителям предлагали знакомство с относительно современным бытом и нравами ханты и манси. Но, как бы хороша ни была интерактивная зона с чумом, лабазами, лодочным навесом и охотничьей тропой, руководство музея не забывало, что он — археологический. И надеялось изыскать ресурсы для этого направления. Наконец удача близко. Участие в федеральной программе, как предполагает заведующая Ирина Малых, должно позволить музейщикам вплотную заняться далеким прошлым.
Чтобы построить что-то новое, придется избавиться от старого. Вот и завсегдатаи праздника Вороний день, прибывшие в музей в воскресенье, первым делом заметили — на территории чего- то не хватает.
— Полуземлянка, реконструкция жилища каменного века, была уже в аварийном состоянии, — рассказывает Ирина Малых. — Но поскольку располагалась у самого входа в интерактивную зону, несмотря на неказистый вид, привлекала много внимания. Дети в нее залазили… Мы не можем допустить даже потенциальной опасности.
Eсли все пойдет, как задумано, то через некоторое время гости музея смогут посмотреть на несколько реконструированных жилищ того же периода, созданных по разным технологиям. Музейщики даже не стали выбрасывать материалы, оставшиеся после разбора старой полуземлянки, — вдруг пригодятся для нового строительства?
— Нам бы хотелось, чтобы гости могли видеть, как развивалось домостроительство: от первых землянок наших предков, до нынешних чумов и лабазов, — отмечает Малых.
Ну, а пока те, для кого старая полуземлянка связана с ностальгическими воспоминаниями, всегда могут взглянуть на ее уменьшенную копию в диораме, входящей в экспозицию «Из глубины веков». Кстати, в воскресенье многие гости так и поступили.
Все выставки в праздничный день пользовались популярностью — за несколько часов осмотреть музей смогли без малого пять сотен человек. Причем многие из них этнически к ханты и манси отношения не имели — просто приехали отпраздновать теплый весенний денек в хорошей компании. Как, например, подростки из центра «Дзержинец» или ребятишки из интерната в поселке Демьянка (Уватский район). Неожиданно в музей нагрянула делегация из США — десять представителей американских колледжей, находившиеся в Тюмени с рабочим визитом, так увлеклись, что задержались дольше других гостей и уезжали уже вместе со студентами-ямальцами, которые как раз закончили состязаться в национальных видах спорта, вроде метания тынзяна на хорей и прыжков через нарты.
Американцы много времени провели за разговорами с председателем местной общины коренных малочисленных народов Севера «Кедр» Владимиром Климовым, обсуждая опыт сохранения культуры малых народностей.
Неожиданное предложение получил музей от заехавших в гости представителей нефтяной компании. По словам Андрея Мединцева, начальника управления по взаимодействию с органами госвласти РН-Уватнефтегаз, нефтяники готовы заплатить за ознакомительный курс, которой позволил бы их сотрудникам, вахтовым способом работающим в районе Увата, заранее узнать о быте и привычках современных ханты и манси, живущих недалеко от мест добычи нефти, — чтобы избегать недопонимания при общении.
… Пока взрослые обсуждали свои проблемы, дети наслаждались торжеством: тут и игры, и песни на гортанных северных языках, и шаманский обряд в исполнении художника и знатока обычаев Леонида Лара, и вкусности с национального стола. И, конечно, живой уголок! Коты-недотроги, греющиеся на солнышке возле колодца, но удирающие, как только кто-нибудь непочтительно протянет к ним руки. И пес Мишка, клочками сбрасывающий зимнюю шубу. прямо на штаны и куртки неосторожных гостей, о которых он успел потереться. И счастливая козья семья Мани и Феди, вновь съехавшаяся в один вольер, правда, при этом оставшаяся вовсе без детей — второго козленка тоже отдали новым владельцам. Гуси-грубияны и распробовавшая славу на вкус лебедушка Вася, готовая хлопать огромными белоснежными крыльям, если ее хорошо попросить. Не остались без внимания и новички — мама-овечка с двумя ягнятами — девочкой и мальчиком. Малыши вызывают всеобщее умиление, но и беспокойство о том, как сложатся в дальнейшем отношения вздорного козла Федора и подросшего барашка, в особенности, если тот проявит свойственное его собратьям упрямство.
Eсли так случилось, что на Вороний день вы не попали, — не расстраивайтесь. Ведь в конце мая — музейная ночь! К пяти часам вечера на озере Андреевском ждут всех и обещают показать много нового. В том числе выставку новых картин Леонида Лара под общим названием «Югорские богини». Она будет работать только один день, а затем автор увезет ее. Он же как почетный шаман музея после того, как стемнеет, проведет в чуме некие «мистерии» — традиционные обряды, участие в которых маркировано как «18+». Согласитесь, интригует! А в августе музейщики впервые планируют отпраздновать День археолога. Программа пока не ясна, но известно, что гости смогут увидеть клад, найденный на территории музея Алексеем Гордиенко, доцентом кафедры истории, искусствоведения и музейного дела института культуры, в 2013 году.
***
фото: Завязал ленточку — загадывай желание;Леонид Лар в костюме шамана;Перетягивание палки — веселое занятие;Ирина Малых.