Не пельмень и не женьшень
«Не пельмень, не женьшень, не тюлень… Не путай с этими словами Тюмень!» — два года назад клип нашей команды КВН «Союз» стал вирусным видео и отметился во всех социальных сетях.
Несмотря на комичный текст и прилагавшийся к нему абсурдный видеоряд, песню даже назвали неофициальным гимном города. Отнюдь не желая обидеть — напротив, молодежи такой способ самопрезентации показался близким.
Но не одни кавээнщики формируют образ Тюмени: своего рода зеркалом, отражающим реальность, — иногда криво и гротескно, но неизменно попадая в яблочко, стали социальные сети. Каким видят наш город их пользователи, взялся выяснить Дмитрий Петрулев, директор креативного агентства «FOL’GA», который как раз и занимается продвижением в этих сетях всего подряд: от товаров до конкретной личности или… города.
Он пришел к выводу, что первая ассоциация с Тюменью, возникающая в головах иногородних пользователей соцсетей, — «Тюмень — лучший город Земли». Речь о баннере-растяжке, скрывавшей фасад бывшей типографии, — улица Первомайская, 11. Сама растяжка, исхлестанная дождями, залепленная пылью и грязью, никак не соответствовала лозунгу, который на ней написан. Фото этого здания в прошлом году попало в руки какому-то виртуозу фотошопа, изготовившему коллаж, на котором знаменитые памятники архитектуры, вроде статуи Свободы и Эйфелевой башни, выглядят расстроенными и признающими свое поражение. Получился так называемый мем: злая шутка обрела популярность, а то, что однажды попадает в Интернет, как известно, остается там навсегда.
Но Дмитрий Петрулев отнюдь не считает репутацию нашего города безнадежно испорченной. Даже несмотря на этот мем и несколько громких скандалов, просочившихся в сеть, — вроде ЧП в школе N 44 и автомобилей, то и дело едва ли не целиком проваливающихся под асфальт. Ведь и громкие успехи из сети тоже никуда не деваются — например, губернатор, возглавивший рейтинг своих коллег в Интернете, или тот факт, что город два раза подряд (в 2014 и 2015 годах) занял первое место по уровню жизни (согласно исследованиям финансового университета при правительстве РФ). Все это пользователи социальных сетей тоже подметили. Даже смешной сюжет о соревнованиях моржей, снятый для программы «Вечерний Ургант», положительно повлиял.
Но — и в этом Дмитрий Петрулев уверен — нельзя пускать формирование реноме в соцсетях на самотек! Процессом можно и нужно управлять. Причем администрация города и правительство области кое в чем уже продвинулись. Например, стремятся позаботиться о внешнем виде улиц и дворов — благодаря сайту «Тюмень — наш дом» или порталу «Я решаю», на котором горожане могут выбирать, как они хотят украсить город к празднику. А теперь еще и проводятся конкурсы на разработку торжественного оформления. К 430-летию города провели конкурс и выбрали изображение, которое станет символом праздника, — победила тюменка Ольга Зелинская. Конкурсная основа отлично подходит для создания бренда, который так нужен Тюмени, считает Петрулев:
— Визуальный образ, который бы узнавали, — необходим. Логотип Нью-Йорка известен всем: тот самый, где между I и NY — сердечко, символизирующее слово «люблю». Амстердам всем знаком под знаком «I amsterdam». Даже Пермь, благодаря скандально известному дизайнеру Артемию Лебедеву, обзавелась гигантской красной печатной буквой «П». Кому-то такой символ покажется смешным или нелепым, но он безошибочно распознается людьми из других городов, а это — главное.
По словам Петрулева, недавно в интернет-символы города пытались записать известную конструкцию — белый уголок с красным сердцем и надписью «Я люблю Тюмень». Рядом с ним много фотографировались и выкладывали снимки в соцсетях. Но изначально такой объект поставили в Москве, а потом возникла мода, и нынче они имеются во множестве городов и даже в соседнем селе Упорово. Не слишком-то индивидуально.
Так что вариант — дать тюменским интернет-пользователям придумать логотип — очень неплох. Возможно, почувствовав причастность, они и сами начнут стараться сформировать в соцсетях положительный образ своего города. Как ни крути, а общее впечатление складывается из частностей: из каждой фотографии и каждого комментария.
***
фото: Знак «Я люблю Тюмень» — популярное место для фотосъемки.