Мигранты: правила хорошего тона
По подсчетам регионального общества «Навруз», в Тюменской области проживает примерно 3000 узбеков, получивших российское гражданство.
Мигрантов, которые приехали к нам на время, например, на заработки, гораздо больше. Но не всех посчитаешь — есть и нелегалы.
Полицейские говорят: люди, находящиеся в регионе на «птичьих правах» или вообще без всяких прав, создают немало хлопот. Сделают что-нибудь нехорошее, а потом ищи ветра в поле — сегодня он здесь, а завтра его уже нет.
В таких случаях сотрудники правоохранительных органов ждут помощи от местных общественных национальных организаций. На недавней пресс-конференции председатель областного комитета по делам национальностей Eвгений Воробьев упомянул о серьезной нагрузке по адаптации мигрантов, которая ложится на плечи таджикского, киргизского, азербайджанского, узбекского объединений.
О повседневных заботах я побеседовала с председателем узбекского общества «Навруз» Бахтияром Тулягановым. В прошлые выходные он проводил в Тюмени одноименный праздник, посвященный весеннему равноденствию. Но отзвучала музыка, красивые слова, добрые пожелания, и председатель снова вернулся к решению нескончаемых проблем. Когда договаривались с ним об интервью по телефону, он попросил:
— Можно перезвоню позже? Сейчас еду в спецприемник, надо уладить кое-какие вопросы по поводу земляков…
… — Часто приходится бывать в спецприемнике? — спросила я день спустя Бахтияра Душабаевича.
— Нередко. В спецприемнике находятся те, кто ждет депортации из страны за нарушение миграционного законодательства. Помогаем найти деньги на дорогу домой. У меня в фонде на такие цели денег нет, поэтому обращаемся к родственникам, друзьям этих людей, а если и у них нет, скидываемся сами.
— Почему, все-таки, мигранты нарушают закон? Спецприемник никогда не пустует…
— Первое, о чем я разговариваю с земляками, которые приехали сюда, — о том, что надо чтить закон и традиции этой земли. Насколько ты уважаешь свой дом, настолько ты должен уважать и то место, где гостишь. Но люди разные. Сейчас в Россию из Узбекистана едет много ребят из сельской местности, которые не привыкли к правилам большого города. Им где-то лет 2535, и они или не застали, или плохо помнят время Советского Союза, когда все мы отдыхали в одних летних лагерях, ездили из одной республики в другую и не было между нами никаких разногласий. Теперь все по-другому: некоторые не готовы принять культуру, традиции, закон чужой страны — даже если они хотят в ней жить. Но с такими мы решаем вопрос жестко: разворачивайся и езжай домой! Хуже, когда человек желает честно трудиться, стать достойным членом общества, но ситуация подталкивает его к тому, что он превращается в нарушителя.
— Это как?
— Например, так: мигрант приезжает, регистрируется, сдает экзамен по русскому языку и основам российского законодательства… Кстати, вы видели вопросы этого экзамена? Я на некоторые затрудняюсь ответить. Показывал их в Узбекистане землякам с высшим образованием, они говорят: «И что, сдают? Eсли сдают, то их сразу в университет надо брать!» (смеется). Экзамен этот стоит денег, заполнение разных бумаг — тоже, плюс перевод документов… Представьте, сколько потратит мигрант. И вот он сдает все эти бумаги в УФМС, но их… возвращают из-за какой-то мелкой ошибки! А регистрация у него уже заканчивается, деньги тоже кончились. Нет никакой гарантии, что он завтра не пойдет зарабатывать нечестным путем.
— Какой выход вы видите?
— Выход один — тесное взаимодействие с нашим региональным управлением Федеральной миграционной службы. Мы постоянно встречаемся с представителями этой структуры на каких-то совещаниях, круглых столах, но дальше этого дело никогда не идет. Зачем, спрашивается, встречаемся? Я первый готов предоставить всю необходимую информацию. Скажем, приехал в Тюмень житель Узбекистана — мы про него сразу все знаем: из какой он семьи, какое у него образование, что он здесь реально собирается делать. Работать или только создавать всем проблемы? Мы готовы давать рекомендации УФМС на каждого мигранта. Просто обидно, когда хорошие порядочные люди годами не могут получить гражданство или разрешение на временное проживание, потому что скромные, не умеют где-то поднажать, настоять и опускают руки…
— А вы действительно знаете обо всех приезжих узбеках? И все ли из них знают, что в Тюмени есть такая организация, в которую они могут обратиться?
— Я вас уверяю, что нашу организацию и людей, которые в ней работают, знают все узбеки, приезжающие в область. Другой вопрос, что не все они заинтересованы встречаться с нами — например, если приехали сюда с какими-то дурными намерениями. Но в УФМС они все равно пойдут, поэтому я настаиваю на том, что не только мы, но и миграционная служба должна делиться с нами информацией о том, кто приезжает в регион. Завтра эти люди что-нибудь натворят здесь, и полицейские в первую очередь придут ко мне, а я ничего об этих людях не знаю. Так не должно быть! Я заинтересован, чтобы в том, чем я занимаюсь, был порядок. И думаю, что госорганы тоже должны быть в этом заинтересованы.
— А что делать, если мигрант приехал в Россию получить патент на работу, но у него нет никакого стартового капитала?
— Такое часто бывает. И вопрос об этом я тоже поднимал: почему бы не организовать что-то вроде системы кредитования, когда мигранту предоставляют возможность получить все необходимые для работы в России документы бесплатно, а потом, когда он начнет зарабатывать, взять с него компенсацию? И стало бы меньше людей, которые бы пытались обойти закон. А так — денег не напасешься: кроме платы, предусмотренной законом, с мигрантов постоянно хотят содрать дополнительно. Стоит только зайти в миграционный центр на улице Маркова, сразу же подходят представители коммерческой организации: «давайте мы заполним за вас анкету, давайте это, давайте то»… Представьте парня, который приехал из села, — в непривычной для себя обстановке он растеряется и на все согласится. Легкая добыча для коммерсантов. Я вообще не понимаю, как государственная структура и коммерческая организация могут вариться в одном казане. Сколько раз спрашивал об этом у представителей УФМС, они отвечают, что никакого отношения к этой организации не имеют. И мигранты сами решают, обращаться им туда или нет. Но мигранты переживают, если не обратятся, то их бумаги просто не станут смотреть — скажут, что неправильно заполнены.
— Что делать?
— В 2014 году мы сделали — зарегистрировали центр адаптации мигрантов, который берет на себя обязательства полностью сопровождать иностранных граждан на территории Тюменской области. Но большинство пунктов устава центра требуют финансирования, а его, к сожалению, на эти нужды не предусмотрено. Так что пока решаем вопросы, как можем, — собираем старейшин, разговариваем, обсуждаем, помогаем…
***
фото: Мигранты как необходимость и объективная реальность.