«Высший пилотаж» в отдельно взятом городе
«Тюмень — лучший город Земли» — написано на всех перекрестках города. Но нам и на самом деле есть чем гордиться. Пусть не во всем мире, а только в России, но мы два года подряд признавались самым комфортным для жизни городом. А ведь это понятие включает в себя все — дороги и мосты, школы и больницы, музеи и библиотеки, зарплаты и пенсии, праздники и дни памяти… Тюмень многолика, но с какой стороны ни посмотри — везде люди работают для людей. И, конечно, одна из самых альтруистических областей — медицина. Наши врачи и администраторы достигли много. Можно с полным правом сказать, что Тюмень — медицинский город. И мы об этом вам расскажем.
Медицинский город — объединение, состоящее из нескольких лечебных учреждений, взаимно дополняющих друг друга. Не выходя за пределы этой территории, пациенты могут получить полный спектр специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. О прошлом, настоящем и будущем этого многопрофильного клинического медицинского центра мы разговариваем с его директором, кандидатом медицинских наук Андреем Кудряковым.
— Андрей Юрьевич, с чего начинался медицинский город?
— Идея проекта родилась в начале 2000-х годов. Прообразом медицинского города послужили крупные европейские медицинские центры. Во Франции и Германии, например, есть так называемые университетские клиники, где под эгидой вузов объединены медицинские центры разных направлений.
В 2007 году в Патрушева состоялась закладка первых объектов. Место выбрали не случайно — здесь уже располагались областная больница N 1 и МСЧ «Нефтяник» — одни из лучших клиник города. В 2011 году ввели в строй федеральный центр нейрохирургии и радиологический центр, в 2014 году к ним добавился большой морфологический центр и хозяйственный блок.
Проекта, подобного нашему, когда в одном месте сосредоточено все, что на сегодняшний день является высшим пилотажем в медицине, в России нет.
— Будет ли здесь детская клиника?
— Корпус на 300 мест планируем, но это далекая перспектива. Надо пока завершить начатое. Но потребность в такой клинике есть. В Тюмени никогда не было отдельной областной детской клинической больницы. Eсть только корпус в составе ОКБ N 2. Но рождаемость повышается, регион в демографическом плюсе с 2007 года. Детей много — это здорово, но надо их где-то лечить. Вторая областная больница построена в начале 70- х годов. Старые стены, сколько их ни ремонтируй, новыми не будут. Сейчас предъявляются высокие требования к санэпидслужбам, к хирургическим, операционным блокам, к работе в режиме мать и дитя. Оказывать помощь детям хочется на самом высоком уровне.
— Планируется ли на этой площадке онкологический центр?
— Корпус на улице Барнаульской, конечно, уже не соответствует современным требованиям. Нормально лечить пациентов в помещениях, которые не задумывались как палаты, очень сложно. В ближайшее время начнется строительство корпуса онко-диспансера в Патрушева, где будут самые современные условия пребывания. В оснащении операционных акцент сделаем на органосохраняющих операциях, внедрении малотравматичных операций.
— О какой еще медицинской технике вы мечтаете?
— Мы и сейчас находимся на высоком уровне, особенно в хирургической, радиологической, химио-терапевтической службах. Но хотелось бы расширить спектр диагностических возможностей. В прошлом году в радиологическом центре уже начали синтез двух радиофармпрепаратов — метионин и холин — для диагностики онкологических заболеваний и заболеваний центральной нервной системы. Провели модернизацию циклотрона, увеличив его выходную мощность в два раза, чтобы обследовать больше пациентов. В лучевой терапии хотелось бы применять методики, которые сконцентрированы на очаге заболевания и снижают вредное воздействие на здоровые ткани. Мы уже используем позитронно-эмиссионную терапию: она позволяет выявить трех-пяти-миллиметровый очаг, который даже на МРТ пока не видно. Планируем, что в новом корпусе онкологического центра поставим универсальный кибернож. Внешне он похож на роботизированную руку на автомобильных конвейерах, только вместо сварочного агрегата — излучатель электронов, способный избирательно воздействовать на любую точку тела — от макушки до пяток. Планируем поставить и оборудование, совмещающее функцию аппарата дистанционной лучевой терапии с функцией киберножа.
— Какая новая технология нам еще необходима?
— Мы направляем врачей на подготовку в ведущие российские и зарубежные клиники. Eдем туда, где интересно, где есть чему поучиться. География поездок — Германия, Австрия, Франция, Швеция, Англия, Испания, Корея, Китай, до недавнего времени была и Турция. В 2015 году на стажировках побывали 35 врачей, в 2016 году — уже 24. Недавно онкологи ездили в госпиталь Шарите, обменивались опытом в торакальной хирургии. Радиологи были в Гетеборге. Маммологи — в Барселоне. Гинекологи повышают квалификацию в Страсбурге, учатся новым эндоскопическим методам. Чтобы процесс шел успешнее, мы ввели интенсивные курсы английского языка с углубленным изучением медицинских терминов.
— Как вы подбираете кадры?
— Все клиники, которые включены в состав медицинского города, — это клинические базы для подготовки молодых врачей и практической подготовки студентов медакадемии. Перспективных студентов заведующие кафедрами отмечают, начинают с ними работать, потом им предоставляют гарантии по прохождению ординатуры и последующему трудоустройству. Для каждого молодого врача разрабатывают индивидуальный план подготовки и программы стажировок в ведущих клиниках России. Мы много в молодежь вкладываем, чтобы потом иметь отдачу. А в перспективе в состав медгорода войдет учебный корпус. Минздрав нам это предварительно согласовал.
— Почему все еще устойчив стереотип, что за границей лечиться лучше?
— Существенных отличий нет: качество медицинских услуг в России и в Eвропе практически одинаковое, препараты — одинаковые, схемы лечения аналогичные, по хирургическим вмешательствам, по оборудованию — мы им не уступаем. Руки у наших врачей не хуже, а иногда и лучше. Отстаем только по части сервиса… Это ведь не просто работа младшего и среднего медперсонала, но и создание особой атмосферы внутри клиники, доброжелательное отношение к пациентам, чтобы они не чувствовали себя пятым колесом в телеге. Когда этот пробел закроем, можно будет утверждать, что наша медицинская помощь — не хуже, чем за границей.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть медицинский город в идеале?
— Главное — доступность помощи и высокое качество. В этом — вся современная медицина.
***
фото: Так будет выглядеть медицинский город.