Приходите к нам в… Интернет
Около месяца назад портал государственных услуг тактично напомнил Татьяне Купцовой, что ей скоро исполняется 45 лет. И ничего, мол, такого — прекрасный возраст! Просто пора менять документ, удостоверяющий личность.
— Сообщение пришло на электронную почту. По прикрепленной к письму ссылке я сразу же прошла на нужную страницу портала госуслуг, где заполнила анкету, — рассказывает Татьяна Игоревна, одновременно расписываясь в новой красной книжечке.
Вчера она пришла в отдел УФМС по Центральному округу — с утра принесла все необходимые документы «вживую», а через полтора часа уже забрала готовый паспорт.
Документальный эпистолярий
Как выглядит портал государственных услуг на мониторе компьютера обычного пользователя, я знаю — сама пару лет назад заказывала здесь заграничный паспорт. А вот изнанка этого сайта доступна только для сотрудников учреждений, которые, собственно, и обслуживают портал.
Начальник отдела УФМС по Центральному округу Алена Суровнева открывает папку с заявлениями, которые поступили от граждан через Интернет. Рассказывает:
— Eсли в заявлении допущена какая-нибудь ошибка, мы отправляем его обратно — с подробными объяснениями, что необходимо исправить. Бывает, и на третий раз присылают заявление с той же ошибкой, тогда звоним по телефону. В любом случае, для граждан это намного удобнее, чем по нескольку раз бегать к нам или в тот же МФЦ…
С каждым обратившимся через портал ведется активная переписка: человеку сообщают, что его заявление зарегистрировано, потом, что заявление принято в работу, чуть позже приходит приглашение в отдел — на конкретный день и конкретное время, без очереди.
Старая новость
Портал государственных услуг работает уже несколько лет, однако о нем — судя по статистике — не все еще знают. За три месяца года отдел УФМС по Центральному округу выдал 1869 российских паспортов (в связи с подошедшим сроком замены, утратой или получением гражданства), и только 66 человек обратились за этой услугой через Интернет. На регистрационный учет в отделе поставили 27315 человек, из них — через портал только 62.
— Хотя бывают и такие случаи: гражданин зарегистрирован на портале и даже оформлял с его помощью документы. Например, загранпаспорт, но не знал, что российский паспорт можно было оформить точно так же, — говорит Алена Валерьевна. — Подобная ситуация и с регистрацией…
Как ни странно, но среди пользователей сайтом немало пожилых людей. Алена Суровнева предполагает, что это те граждане, которые прошли курс по повышению компьютерной грамотности «Расширяя горизонты». А может быть, бабушек и дедушек приобщают к электронным услугам их дети и внуки, чтобы тем не пришлось толкаться в живых очередях. Натолкались уже…
Фотография не 9×12
— Eдинственный момент, с которым я не сразу разобралась, — это формат фотографии, которую надо прикреплять к электронному заявлению, — делится опытом Татьяна Купцова. — Сейчас я делаю так: иду в салон и прошу фотографа не только напечатать бумажные карточки, но и скинуть фотографию на флэшку — в салонах знают, какой формат нужен для портала.
По словам Алены Суровневой, к электронному заявлению, по идее, не обязательно прикреплять ту же самую фотографию, которая будет в последствие приложена к бумажным документам. Однако есть несколько требований, которые следует соблюдать. Например, не фотографироваться с. цветами и животными.
— Иногда присылают нам фотографии с кошечками, в автомобилях или вообще что-то вроде селфи — на каком-нибудь пестром фоне, — говорит начальник отдела.
— Кстати, вы мне не отдадите фотографию из моего старого паспорта? — спохватилась Татьяна Игоревна. — Второй такой у меня нет!
Алена Суровнева фотографию вырезала, но сам паспорт забрала — старые документы положено уничтожать, их уже не жалко.
А вот времени должно быть жалко. Нет смысла проводить его в коридорах различных учреждений, дожидаясь, пока до вас дойдет очередь, если можно дождаться того же самого — без отрыва от своих повседневных дел.
***
фото: Татьяна Купцова пришла получать новый паспорт;Алена Суровнева.