Весна хоккейной сказки
Двадцать лет назад один из скромных середнячков Межнациональной хоккейной лиги выступил возмутителем спокойствия. Звали его «Рубин».
Без помощи джинна
Не начать ли мне, чего давно не делал, с дарственной надписи? Вот она, под обложкой библиографической редкости — справочника о советских и российских хоккейных наставниках от МХЛ (еще той, из 90-х годов, а не нынешней Молодежной лиги) до КХЛ. Оставлена рукой автора-составителя Николая Федоренко: «Дорогому Александру Константиновичу, тренеру-легенде тюменского хоккея, превратившему сказку в быль в сезоне 95/96».
Мой собеседник, заслуженный тренер России Кузьмин, признается, что иные детали и результаты конкретных игр теперь сложно вспомнить. Журналист успокаивает: в одном из редакционных шкафов бережно хранится подшивка «Курьера» за 1996-й — найдем всю информацию о самом успешном сезоне за всю историю тюменской ледовой дружины.
Сказывалась наша сказка не скоро. И медленно, упорным трудом на бесчисленных тренировках и в играх, вызревала команда мечты, чей истинный потенциал, словно зеленый росток на гряде, обнаружил себя весною 1996-го. Роль живительного солнечного луча, упавшего на эту благодатную почву, сыграл… выход «Рубина» в плей-офф МХЛ — впервые в истории клуба.
Команду тогда даже поощрили тренировочным сбором в. Объединенных Арабских Эмиратах! Редкое по тем временам событие.
Можно еще пошутить, что на берегу Персидского залива кто- то из хоккеистов или тренеров нашел лампу Аладдина, а потом нам помог добрый джинн. Да ну его! Справились сами. Набрали с помощью тренерского штаба (куда, кроме главного — Кузьмина, входили также Юрий Коновалов, Валерий Дудзинский и Григорий Балашов) великолепную форму.
Александр Константинович говорит, что ничего бы не было, если бы так не помогали «Рубину» администрация области и города, руководство тюменских моторостроителей, авиаторы с их чартерными рейсами. А особо отмечает вклад куратора команды и ее страстного болельщика — Сергея Мартынушкина, который был тогда одним из заместителей губернатора. Он даже летал с хоккеистами на самые интересные матчи.
Катком по «Торпедо»
В плей-офф мы вышли с одиннадцатого места, занятого по итогам двух «гладких» этапов чемпионата МХП. И то — конкуренция была необыкновенной: «Динамо», «Лада», «Ак Барс», магнитогорский «Металлург», сильный в ту пору пермский «Молот». Бывшие союзные республики представляли киевский «Сокол» и «Тивали» из Минска.
Но и наши были не лыком шиты. Кузьмин (воспоминания неизбежно взволновали его) эмоционально рассказывает, что удалось собрать тот состав, о котором мечтают очень многие тренеры. «Очень хорошая прослойка мастеровитых игроков. Тщательно отобранная молодежь… У нас было сразу десять воспитанников тюменского хоккея — разве мало? Поименно: Павел Плотников, Дмитрий Саенко, Алексей Галынский, Владислав Громов, Владимир Ганин, Андрей Пахомов, Максим Пискулин, Александр Самопальников, Николай Устинов и, конечно же, любимец публики Владимир Зоркин.
Играли до двух побед, а команда, занявшее место ниже, чем ее соперник, сначала принимала его, а уже потом отправлялась в гости. Дома уступаем торпедовцам в упорной борьбе — 3:4. Расстроенный диктор даже поспешил попрощаться с болельщиками: мол, расстаемся до следующего сезона. Никто не мог подумать, что мы дважды подряд выиграем в Ярославле! 17 марта у меня был день рождения. Сказал ребятам: терять нам нечего, давайте хлопнем дверью! Вышли на игру раскованные, собранные. Провели матч здорово, а противник дрогнул».
… Теперь о подробностях по давним отчетам в «Тюменском курьере». В первом ярославском матче хозяева открыли счет, но потом центфорвард нашей ударной тройки нападения Вячеслав Хаев (по краям играли Эдуард Валиуллин и Николай Бабенко) сравнял счет, а Зоркин вывел сибиряков вперед. Победный же гол забил Хаев, и опять с подачи умелого распасовщика Бабенко. Итог — 3:2.
Эйфории не было, а только осознание того, что мы ничуть не хуже и, значит, можем пройти «Торпедо», констатирует мой собеседник. Так и вышло: на следующий день условный фаворит был разбит наголову — 2:5 (шайбы забросили дважды Хаев, Сергей Зайцев, Алексей Ждахин — тот самый, что сейчас тренирует тверской хоккейный клуб, — и Валиуллин).
В четвертьфинале выходим на столичный «Спартак», который тоже забрался туда нежданно-негаданно, выбив мощный «Авангард».
«В Сокольниках дело дошло до буллитов, — вспоминает Александр Константинович. — Где мы увидели великолепные голы в исполнении товарища Игоря Латышева и товарища Eвгения Шастина». (Основное время матча закончилось со счетом 3:3).
В тюменской встрече едва не разразился скандал. После одной из стычек на лед посыпались пустые пивные банки. Некий посторонний предмет угодил в голову вратаря красно-белых, он упал на лед. Наставник «Спартака» Виктор Шалимов увел команду в раздевалку. В роли миротворца выступил невероятно популярный в хоккейном мире Шастин. Сходил на переговоры в раздевалку гостей, а потом обратился по громкой связи к публике: давайте успокоимся, а то «Рубин» могут сурово наказать.
Матч возобновился. «Рубин» уверенно победил — 4:1 (голы: Ждахин, Вадим Щелкунов, Бабенко и Галынский).
Феерия и проза
28 марта 1996-го наша газета вышла с экспресс-отчетом на первой странице под необычно длинным заголовком — «Ошеломительная и прекрасная фантастика: «Рубин» — «Динамо» — 7:1!»
То была лучшая игра в сезоне и, вероятно, вообще в истории тюменской команды мастеров. Вдохновение, помноженное на страсть и мастерство. Все карты были предъявлены, все выложились на двести процентов. В воротах блистал Андрей Василевский, так и не позволивший действующим обладателям Кубка МХЛ пробить его хотя бы раз. Бело-голубые вскрыли наш редут только при постыдных 0:6 на табло, забив гол утешения сменщику Андрея — Павлу Бессонову.
У тюменцев нашлась целая обойма игроков, которые отличились голами в тот незабываемый вечер: Зоркин (он открыл счет на 6-й минуте), Валиуллин, Алексей Жуков, Виктор Архипов, дважды Шастин (соорудивший эффектный гол молниеносным броском с разворота) и Бабенко (предложивший зрителям свой десерт).
«Не сказать, что в Москве нас сильно засудили, но — арбитры действовали тонко, симпатизируя динамовцам. Их хотели видеть в финале, а не провинциальный «Рубин». Нам даже не намекали — говорили открытым текстом: куда вам еще выше, и так хорошо поднялись. Тем не менее, в игре N 2 мы были близки к победе — дважды вели в счете после попаданий Зоркина и Валиуллина. Но получаем курьезную шайбу после рикошета от клюшки Василевского, а потом динамовец Рябыкин здорово стреляет от синей линии — 3:2. Удача была на стороне соперника.
В третьем матче забить нам, увы, не удалось — 0:2. Четвертое место. Хотя по логике вещей, нам должны были вручить бронзовые медали.
Своя порция славы нам, впрочем, досталась. Команду очень хорошо чествовали в городе. И уходили мы в отпуск с легким сердцем».
. А обладателем Кубка МХЛ в том сезоне вновь стало «Динамо», которому в финальной серии до трех побед с магнитогорским «Металлургом» хватило четырех матчей.
Александр Константинович тепло вспоминает каждого из той незаурядной команды. Радуется за Василевского (чей младший сын, тоже Андрей и тоже вратарь, сейчас играет в Национальной хоккейной лиге) и Хаева — двум уфимцам присвоили в 2015-м звание заслуженного тренера России. Упоминает Зоркина: живет в Москве, по-прежнему связан с хоккеем — занимается скаутской деятельностью. С грустью говорит, что приболел друг и соратник, президент ХК «Рубин» в 90-е годы Виталий Байдаков. «Позвоните, ему тоже есть что сказать о той весне.»
Это я и сделал вчера, когда очерк был почти написан.
О чем до сих пор сожалеет Виталий Федорович, так это о несостоявшихся голах во второй битве с «Динамо»: «Могли похоронить все их надежды, если бы Хаев и Бабенко реализовали свои моменты!»
Байдаков рассказывает, что был план собраться вместе и провести матч с ветеранами Омска, что этот дружеский проект обсуждался с Eвгением Шастиным. Весной не получается, но, может быть, товарищеская встреча в честь 20-летия того потрясающего, счастливого сезона состоится осенью.
***
фото: Александр Самопальников в борьбе за шайбу;Александр Кузьмин у кромки льда;Тюменцы громят «Магнитку» в одном из матчей чемпионата МХЛ.