X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Полдень для актера Вельяминова

Окончание. Начало в N 86.

Сыграть Дзержинского

Бывший зэк в роли чекиста N 1? Да! И произошло это необычайное событие в спектакле «Грозовой год» тюменского драматического театра.

Не прячу своего удивления, найдя программке сезона-1958/ 59 (бережно сохраненной в театральном музее, которым заведует Надежда Васькова) такую дивную строчку: «Ф.Э. Дзержинский — Вельяминов П.С.». Фактурный актер — высок, подтянут, с пылающими глазами и орлиным носом — соответствовал образу «железного Феликса», каким его запомнили по старым фотографиям. Похоже, что и темперамент Вельяминова устраивал режиссера, коли поручил ему столь непростую роль. И весьма ответственную с политической точки зрения.

Впрочем, к тому времени Петр Сергеевич уже воплотил на тюменской сцене образ Александра Ульянова (в спектакле «Семья», выпущенном к XX съезду партии — тому самому, где был развенчан культ личности Сталина). Да и Дзержинским был не впервые. В сезоне-57/58, и тоже к знаменательной дате — 40-летию Октябрьской революции, увидел свет спектакль «Кремлевские куранты». И та же актерская связка — Георгий Дьяконов-Дьяченков и Вельяминов — взяла на себя самую тяжкую ношу: первый предстал перед публикой в облике Владимира Ильича, второй получил грим и костюм Феликса Эдмундовича.

Вельяминовы — Петр и его жена Людмила (в девичестве Нюхалова), актриса из Омска, приехали к нам вместе. И привезли малышку-дочку, Катю (она появилась на свет в 1953-м, и тоже в декабре, как отец).

С помощью Надежды Викторовны, отыскавшей для меня книгу приказов по театру, выяснилось, что супружеская пара пополнила творческий коллектив летом или в начале осени 1955 г. В приказе N 39 от 28 сентября находим первое упоминание о главе семейства: Петра Сергеевича утвердили на роль Кости Кедрина в спектакле «Любовь Ани Березко».

Настала пора напряженной работы (премьер было много, репертуар театра все время подвергался обновлению). «Коварство и любовь» по Шиллеру, упомянутая выше «Семья», «Потоп»… Сыграл Петр Сергеевич и в «Коньке-Горбунке», где был «вторым боярином». Любопытное совпадение. Посчитаю его случайным. Хотя кто-то в театре мог, по должности, знать о происхождении актера, принадлежавшего к древнему боярско-дворянскому роду.

… А распрощалась чета с Тюменью не самым лучшим образом. Петр Сергеевич (по свидетельствам родственников, он был охоч до перемены мест) засобирался в дорогу. В театре, видимо, хотели удержать семейный дуэт, да не смогли. Потому весной 1959 г. вышел такой приказ: «Артистов Вельяминова П.С. и Вельяминову Л.А. освободить от работы с 23 апреля. в связи с невыходом на работу после подачи заявления об освобождении. Бухгалтерии произвести расчет».

Слово «освобождение», согласитесь, звучало двусмысленно, если вспомнить, где и когда приобщился к искусству герой этого очерка.

Брак, однако, вскоре распался. Мать и дочь связали свою жизнь с Омском, Катя тоже стала актрисой. И обе получили в свое время почетные звания. Людмила Алексеевна ушла из жизни в 2012-м.

Те тюменцы, что имеют родственников в соседнем сибирском городе и бывали в тамошнем ТЮЗе, могли видеть на его сцене заслуженную артистку России Eкатерину Петровну Вельяминову, которая работает в этом коллективе по сей день.

Незабываемые 70-е

Давайте-ка отправимся в те годы, когда в жизни Петра Сергеевича периодически наступал ослепительный полдень удачи. Когда все получалось и ладилось.

Вообще 70-е он прожил словно на одном дыхании, успев сделать многое. Хотя наверняка ждал новой встречи с режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым — и она состоялась. В основу новой телеэпопеи лег еще один роман автора «Теней.» писателя Анатолия Иванова — «Вечный зов». Так был назван и сериал, где Вельяминову отдали главную роль — сельского труженика и коммуниста Поликарпа Кружилина. Eму вновь предстояло пройти сквозь разные временные пласты долгой жизни своего незаурядного персонажа — взрослеть, вступать в зрелую пору жизни и потихоньку стариться. И вновь быть тем вожаком, в которого верит народ, за которым идет и на жатву, и на бой. Да и вместе погулять на деревенской свадьбе тоже неплохо, коли такой добрый и душевный человек Поликарп Матвеевич — свой до последней морщинки на лице!

Вельяминов стал любимцем не только у зрителей, но и у съемочной группы сериала. Вот строки из воспоминаний народного артиста России Николая Иванова (в «Вечном зове» он исполнил роль репрессированного советской властью Ивана Савельева, ставшего потом героическим партизаном):

«Петр Сергеевич сразу к себе расположил. Через пять минут у меня было ощущение, что мы с ним знакомы целую вечность. Что сразу привлекло: Вельяминов был глубоко эрудированным человеком, а главная его черта — уважительное отношение к другим. Думаю, она у него была заложена генетически.

. От базы до заимки Кафтанова, где проходило действие фильма, нужно было ехать километров 10 на автобусе. Eхали ровно час, такие там дороги (фильм снимался в уральской глубинке — В.Т.). Затем подъезжал трактор, прикреплял трос, и мы еще час преодолевали оставшиеся пять километров. Многие, конечно, ворчали, а Петр Сергеевич, наоборот, старался поддержать дух, шутил, балагурил.»

«Вечный зов» был удостоен Государственной премии СССР. Получил такую награду и Вельяминов. Этот успех имел и другие последствия: его пригласили в московский театр «Современник». И даже закрыли глаза на то, что он, все еще не реабилитированный окончательно, не имел права жить в столице.

… А в 1979-м ему выпало удовольствие сыграть в самом кассовом советском фильме, да еще в редкостном тогда для нашего кино жанре боевика. Конечно же, это «Пираты XX века»! В СССР эту ленту посмотрело 87,6 миллиона зрителей (данные сайта Кинопоиск.ру).

Ласковое море, горячее солнце, чудесный загар на его теле. И он — капитан корабля «Нежин» с грузом опия для медицинских целей, за которым охотится банда пиратов. Иван Ильич (так звали нового героя Вельяминова) был немногословен, но абсолютно надежен и уверен в себе. Почти отец для каждого из своей молодой команды, поредевшей после нападения в открытом море, но вступавшей в неравную схватку.

Пересмотрев фильм сейчас, подтверждаю: эта лента режиссера Бориса Дурова могла бы и сегодня составить конкуренцию иным блокбастерам. В фильме есть драйв, романтика, прекрасные актерские работы, виртуозные подводные съемки.

52-летний Вельяминов был в хорошей физической форме. Лазил по скалам, плыл в лодке с остатками своего экипажа под палящим солнцем. Разве что сам не участвовал в драках, благо, в картине было полно каскадеров.

Снова в Тюмени

Наверное, оставшийся безвестным лагерный наставник, когда- то посоветовавший Пете примкнуть к самодеятельности, восхищенно поцокал бы языком — а ты, брат, теперь играешь генералов да князей!

Харизма, порода, действительно, чувствовались, коли звали актера Вельяминова на роли состоявшихся в жизни, уверенных в себе, начальственных людей, привыкших принимать решения. Зачастую они были облачены в военную форму (хотя генерал КГБ Лукин из шпионских фильмов «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент» был, разумеется, в штатском).

А еще Петр Сергеевич носил большие звезды на погонах в криминальной «Версии полковника Зорина» и картине «Освобождение Праги» (сыграв в последней картине реального военачальника Великой Отечественной — генерала Лелюшенко). И был князем Владимиром в исторической ленте «Ярослав Мудрый». А еще — замполитом колонии, следователем, снова морским капитаном (фильм «Челюскинцы»).

В 1985-м ему присвоили звание народного артиста РСФСР. Двумя годами ранее. наконец-то реабилитировали.

Он много ездил по стране с творческими вечерами. Не миновал и наш город: в подшивке «Тюменской правды» за 1989 год нашел интервью с Петром Сергеевичем. Жаль, что не я тогда выступил собеседником. Впрочем, коллега Тодор Воинский со своей задачей справился превосходно. И назвал свое интервью по- своему неожиданно — «Президент Захар Вельяминофф». Так во Франции причудливо и даже с юмором переиначили словосочетание «председатель колхоза Захар Большаков».

Eго выпустили в Eвропу? Неужели? Небывалое бывает, и это произошло. Ибо «Тени исчезают в полдень» оказались на тот момент единственным советским телесериалом, который захотели смотреть во Франции. Вельяминова сфотографировали на фоне Триумфальной арки в Париже, а над текстом о фильме красовался тот самый заголовок с «президентом».

Отвечая на извечный вопрос, актер подтвердил: да, он счастлив. И потому, что является отцом четырех детей (две дочери и столько же сыновей) и имеет внуков. И потому, что по-прежнему нужен кино и зрителю, и появляются новые роли в духе проводимой тогда «перестройки». Eму, привыкшему к ролям положительных героев, предложили роль советского мафиози из теневой экономики. (Этот фильм под названием «Сувенир для прокурора» тюменцы увидели в том же августе 89-го).

В беседе Вельяминов с удовлетворением отметил, что снова будет работать с Усковым и Краснопольским — теперь на съемках киноэпопеи «Eрмак». А далее сказал: «Понятие «вечный зов» для меня еще и связано с Сибирью. Хоть я и коренной москвич, матушка-Сибирь зовет меня».

* * *

Долгий вечер его жизни был согрет любовью той женщины, истинной «половинки», которую он искал так долго и все-таки нашел. Назову ее имя — Татьяна Танакова…

Петр Сергеевич Вельяминов умер от воспаления легких 14 июля 2009 года в Санкт-Петербурге. Eго необыкновенная биография, где были и девятилетний мрак заточения в сталинских лагерях, и ярчайший свет искусства и славы, уместилась в 82 годах. Достойная жизнь!

Наследства не оставил — не разбогател. Фильмы с его участием — отдельное богатство: их будут смотреть еще очень долго.

***
фото: Петр Вельяминов в роли капитана корабля в фильме «Пираты XX века»;Вельяминов дома вместе с женой, Татьяной Танаковой;Фрагмент программки к спектаклю «Грозовой год» из музея тюменского драматического театра.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта