Взвейтесь котлами, германские ночи
Цилиндрические постройки, стоящие рядом с котельной предприятия «Автотеплотехник», никакой функции не выполняют.
Когда-то в середине восьмидесятых котельная проектировалась как мазутная. Построили емкости для мазута, проложили собственную железнодорожную линию для подвоза топлива, эстакаду. Но пришел газ — котельную решили сделать газомазутной. В итоге мазут не понадобился совсем — завели газ и начали работать.
Мазутные планы остались в прошлом. На дворе июнь, в котельной, помимо насосов и машин по химподготовке сырой водопроводной воды, работает один маленький котел. Этого хватает, чтобы жители Тарман и микрорайона Ватутина могли принять горячий душ.
В межсезонье обычно работают два маленьких котла. Зимой включают большие, «пиковые» котлы: если на улице градусов 10-15, может работать и один, в сильные холода — два. Третий в резерве. Сейчас эти гиганты уже начали готовить к отопительному сезону, проводить текущий ремонт (капитальный проходит раз в четыре-пять лет).
Когда стоишь внизу, неочевидно, что котлы такие огромные (снизу вверх я не смотрел). Но за начальником котельной Николаем Ушаковым мы поднимаемся на второй этаж, потом на третий, и только отсюда видим крыши котлов. Для дилетантского взгляда они похожи то ли на украинские мазанки, то ли на вытянутые ввысь домовые печи.
То, чем будто обмазаны котлы, называется легкосъемной обмуровкой: мешковина, огнеупорная глина, побелка. Обмуровка сделана легкой, чтобы в случае взрыва от нее лишь откололась пара кусков. Eсли завернуть котел плотнее, взрывной волне будет некуда деваться, и все здание может взлететь на воздух.
Экспертиза котлов проходит каждые четыре года. Экспертная организация проверяет трубы, металлоконструкции, потом пишет срок продления в паспорте котла. Eсли что-то ломается, например, происходит утолщение труб, нанимают специализированную фирму («Автотеплотехник» работает с «Бийскэнергохолдингом», когда-то там был котельный завод). Сейчас идет замена труб: увеличивают расход воды через котел. Напор станет меньше, а воды внутри — больше. Снизится потребление газа и электричества, и котельная потратит меньше денег.
О хорошем отношении к оборудованию
Интересно, как в котельной «Автотеплотехника» существуют новая техника и старая. Вот на одном из котлов красуется табличка изготовителя — таганрогского завода «Красный котельщик». Немало советского оборудования еще в строю. Некоторое даже надежнее современного, говорит Ушаков — например, задвижки.
Но вот отечественные насосы и энергии потребляют больше, и с работой справляются похуже, и на взаимодействие с современной автоматикой не рассчитаны.
— При тех же параметрах насоса у немецкого мощность двигателя — 315 кВт, у нашего — 400, — считает Николай Ушаков. — А они у нас работают круглый год круглосуточно. 85 кВт разницы умножим на 24 часа. Переведем в рубли. А за год?
На первом этаже котельной в упаковке лежит немецкий насос — ждет, когда схватится фундамент, и начнется монтаж. Три его «собрата» уже работают рядом.
Конечно, российские насосы проходят сертификацию, имеют необходимые паспорта, но что поделать, если производство показывает их поражение?
— С теперешней политикой… Вы напишете — и опять получится, что мы не поддерживаем отечественного производителя, — говорит Николай Ушаков. То ли в шутку, то ли и вправду беспокоясь.
Не думаю, что начальнику котельной есть, о чем волноваться, цифры есть цифры. А отечественное оборудование здесь тщательно поддерживают в рабочем состоянии, и оно отвечает коллективу котельной взаимностью.
За кем энергобудущее?
Город думает, в каком направлении двигаться дальше в вопросе энергоснабжения. Построить третью теплоэлектроцентраль? Перейти на котельные, обеспечивающие один-два района, как «Автотеплотехник»? Или вообще на придомовые агрегаты, которые обслуживают только одно здание?
Разговоры о ТЭЦ-3 идут уже не первый год и даже, кажется, не первые десять. «А мы топим, мы работаем», — говорят сотрудники котельной. И даже помогают в работе другим: «Вот вам заголовок: от слов к делу!»
Жители Тарман и Ватутина, как мы слышали, не нарадуются. Встречалась даже фраза «лучшая котельная в городе». Сотрудники предприятия, которым мы об этом говорили, реагировали сдержанно.
Что же лучше? Стратегам виднее. Но ясно, что главное — пригласить правильных людей на работу. С халатным подходом ведь можно и огромную ТЭЦ развалить за неделю. А если заботиться о своем оборудовании, не экономить на ремонте (это касается и котельной на крыше, и огромного предприятия), работать с головой, все будет в порядке.
***
фото: Начальник смены Сергей Нохрин в операторной. Здесь круглосуточно собирают данные о работе всего оборудования котельной;Николай Ушаков;Трубы нового немецкого насоса;У большого котла.