X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вуз— по-прежнему Alma mater

Михаил Капеко 16 лет был ректором института искусств и культуры, почти десять лет входил в совет ректоров. Мы попросили Михаила Анатольевича ответить на несколько вопросов о превращении провинциальной Тюмени в студенческий город.

— Михаил Анатольевич, когда Тюмень стала городом студенчества?

— В 60-е годы у наших ближайших соседей вузов было много. В Омске — более 20, в Новосибирске — 30 и три академических центра. Здесь же от Северного Ледовитого океана до Казахстана — ничего кроме педагогического института, который открыли в 1930 году, и двух филиалов в Ишиме и Тобольске. Eсли появлялись в Тюмени кандидаты наук, на них, что называется, весь город бегал посмотреть.

Многое изменилось после того, как в Тюмень в 1959 году приехал Борис Eвдокимович Щербина и стал первым секретарем обкома партии. Он уже тогда предсказал, что Тюмень будет вузовским городом. Вначале был открыт сельскохозяйственный институт, затем освоение нефтегазового комплекса потребовало образования индустриального и медицинского институтов. Институт культуры появился только в 1991 году. К этому времени в сфере культуры работали более трех тысяч человек, но только пять процентов из них имели специальное образование. Пока клубы были ветхими домишками, а библиотеки — хатами «выдай книгу и до свидания», как-то все обходилось. Но когда на севере выросло 15 городов, стали строиться культурно-спортивные комплексы, школы искусств, музыкальные школы, возникла потребность в специалистах. С открытием нашего института и началась, считаю, эра Тюмени как студенческого города. Техническая интеллигенция, которую на 95 процентов выпускал индустриальный институт, — нефтяники, геологи — потом уезжала на Север. За ними в большей степени следовали и медики. А 70-80 процентов выпускников института культуры оставались в Тюмени. Вот недавно в Тюмени прошли Дельфийские игры. Команда Тюменской области заняла первое место. И почти половину всех золотых медалей в копилку сборной области принесли воспитанники школ искусств, колледжа и института.

— Сохранился ли у нынешних студентов такой же пиетет перед высшим образованием, каким он был в 60-е годы?

— Уровень престижности высшего образования нисколько не снизился. Может, даже наоборот. Значимость его выросла. Сейчас средним образованием никого не удивишь. Это раньше можно было уехать куда-нибудь на северное месторождение, затеряться там, и никто не вспомнил бы, есть ли у тебя высшее образование. И зарплату при этом можно было получать немаленькую — 1000 рублей и выше при средней зарплате советского инженера в 120 рублей. А сегодня разве устроишься на хорошую работу без высшего образования? И непрестижно.

— Каким должен быть современный студент, чтобы в будущем стать успешным специалистом?

— С первого курса он должен поставить перед собой цель. Eсли ее нет в самом начале — потом труднее будет определяться. Студент должен знать, чего хочет добиться. Получится или нет — другой вопрос.

Цель не обязательно ставить по принципу: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Она должна быть реальной. Я, например, в школе учился на отлично, хотя медали не получил (на уроке химии учительнице попал самолетиком в глаз, и она поставила мне четверку). В вузе учился на четверки, только по исторической грамматике была тройка. Но этого было достаточно, чтобы пойти преподавать в школу. Меня и место уже ждало в Заводоуковской школе, в которой проходил практику. Я мечтал быть школьным учителем. А получилось, что стал профессором. Многое зависит и от того, чего человек хочет достичь, когда выходит в самостоятельную профессиональную жизнь.

— Готовит ли современное высшее образование людей, «умеющих создавать технологии»?

— Начинать готовить таких специалистов надо еще в школе. Но, по моему мнению, введение EГЭ исказило всю прежнюю систему преподавания, а высшая школа в Советском Союзе считалась одной из лучших. Сводить все школьное образование к стремлению сдать EГЭ — ошибка, которая наносит ущерб общему развитию личности. Современный специалист не может быть «подобен флюсу», он должен обладать не только широким спектром профессиональных знаний, но и широким кругозором.

Потом эту односторонность можно откорректировать. Для этого каждый институт, университет разрабатывает и защищает свои программы развития. Вуз, на мой взгляд, должен давать не только сумму знаний, но научить студента мыслить, принимать решения, чтобы им не было «мучительно страшно» на рабочем месте. Выпускники должны уметь преодолевать трудности и искать такие пути в науке или профессии, которыми еще никто не ходил.

— Является ли вуз по-прежнему Alma mater?

— Студенты до сих пор так говорят. А как им не называть его «кормящей мамой»? Как можно вуз не любить, если он дает тебе путевку в жизнь и работу?

***
фото: Михаил Капеко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта