Ну-ка, дождик, припусти!
Да, дождя надо. Надо дождя!.. Луга и поля хотят жить и пить.
23 апреля на Тюмень и окрестности пролился последний продуктивный весенний дождь. Это — когда выливается из облаков более пяти миллиметров влаги, то есть более пяти литров на квадратный метр. Менее мощные дожди называются освежающими, то есть временно создающими прохладу в воздухе, промывающими его от пыли и автомобильной бензино-соляровой вони. Для растений освежающего дождя мало, он смывает пыль с листьев, но до корней не доходит. Такой дождь еще называют «асфальтовым» — он моет асфальт дорог и площадей.
Прошло уже 45 суток (полтора месяца!) в Тюмени без продуктивных осадков и даже без освежающих. Горожанам это в основном нравится: сухо, хотя и пыльно. Но на лето похоже, хотя не всегда по-летнему тепло.
А за городом — плохо. Трава не растет на суходольных лугах, и посевы многолетних трав выглядят хило. Всходы посевов недружные, «рваные». Надо бы дождя, чтобы поправить дело, но его — нет. Жируют только одуванчики да тля.
Май оказался в этом году самым засушливым. Под стать ему были маи 2011 и 2012 и далеких 1972 и 1973 годов. А что было после них в июне с осадками и в июле тоже? На что надеяться, чего ждать?
В 1972 и 1973 годах июни и особенно июли были крайне дождливыми. В 2011 и 2012 годах — дождливыми, но в меру, без рекордов. Что будет в этом году — людям знать не дано. Да и климат меняется, потому далекие параллели проверить опрометчиво. Однако сибиряки знают, что за сухую весну воздаст дождем самый дождливый у нас месяц — июль. Он сгноит то, что не высушил май, вызовет бурный рост посевов, сильное их полегание, длительное созревание и долгую тяжелую уборку.
Eще в начале 1960-х годов совхозы вокруг Тюмени стали устраивать орошение овощей и кормовых трав. Теперь поливают только овощи. А в июне коров надо уже вдоволь кормить свежей травкой, которая в сухую весну без полива не растет.
Это все плохое последствие весенней засухи. Но есть и хорошие. Я считаю, что сухая весна спасла нас, тюменцев, от беды — наводнения. Eсли бы май вылил на землю хотя бы среднюю норму своих осадков, у нас повторилась бы судьба города Ишима. На Туре при засухе не хватило всего 43-х сантиметров до векового рекорда — уровня наводнения 1979 г., когда вода нашла дырочку в городской дамбе и вырвалась в поселок ДОКа «Красный Октябрь». При дождливом мае досталось бы Тюмени и в других местах. Поплыла бы Тюмени, как рыбка к синему морю.
Так что нет худа без добра — извечная философия.