О почтовой службе— с гордостью и увлечением
«Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ремне?» — эти строчки из стихотворения Самуила Маршака раньше знали все дети. Но современные малыши и подростки не застали те времена, когда почтальоны ходили с тяжелыми сумками газет и журналов.
Какая она, нынешняя почта? Будут ли жить газеты? Об этом за круглым столом «Тюменского курьера» рассказывает Андрей Eршов, директор регионального управления федеральной почтовой связи филиала ФГУП «Почты России».
— Знаете, я научился читать по журналу «Крокодил» и для меня печатные издания значимы. Но у сына, которому 19 лет, не было в детстве такого опыта. Газета будет жить, пока у нее есть читатель. Сколько времени? Не знаю. Спросите меня об этом через 500 лет.
— Люди перестали писать письма, заменили их электронными посланиями.
— Раньше девушки писали парням письма в армию. Когда был курсантом летного училища, мы меряли стопки писем каждый день. Сейчас в армию уже почти никто не пишет. Там Интернет, у солдата мобильный телефон. Друг другу люди пишут крайне мало. Но письма и сегодня — один из основных драйверов для почты. Много письменной корреспонденции от юрлица физлицу. Чем больше у ГИБДД видеокамер, тем больше «писем счастья». Налоговые инспекции, судебные приставы делают рассылки.
— Почему эти службы не используют электронную почту?
— На территории Москвы проходит эксперимент, когда письма от органов власти отправляются со специальным шифром и официально считаются заказными. Почта России — оператор. Эта технология заменит труд почтальонов, увеличит скорость получения корреспонденции и снизит недоставку.
— Поток писем падает, а какой корреспонденции становится больше?
— Безумный поток посылок из Китая. Недавно я сравнивал декабрь 2014 года с декабрем 2015 года. Мы выдали посылок в два с лишним раза больше. Сначала поветрие захватило городское население, у которого больше доверия к Интернету, а затем — и сельское. Мы тут — последняя миля, именно мы приносим эту посылку. Но и исходящих посылок много. Мы заключаем договоры с интернет-магазинами, в том числе и тюменскими, чтобы они делали доставку через почту.
Развиваются финансовые услуги. Во многих сельских населенных пунктах нет ни банков, ни банкоматов, и пенсию выдают почтальоны. Мы оформляем и денежные переводы. В деревнях чаще всего есть только почта, нет других платежных систем. «Почта банк» — совместный проект Почты России с группой компаний ВТБ. Как ни крути, почта — самая широко представленная структура на любой территории. В Тюменской области у нас 420 отделений почтовой связи, в которых работают более трех с половиной тысяч сотрудников. Остается у почты и подписная кампания.
— Почта — государствообразующая структура. Не редуцируется ли эта часть, связывающая государство?
— Мы ничего не отсекаем. Не закрыли ни одного отделения почтовой связи. Но попытки повернуть время вспять наивны. В советские времена во многих семьях была традиция собираться за столом, раскатывать тесто и вместе лепить пельмени. Сейчас это такая же экзотика, как виниловые диски. Люди предпочитают зайти и купить пельмени в магазине. Также и с письмами. У любого товара или услуги есть свой жизненный цикл. Eсть хранители традиций, но этот тип достаточно редкий.
— Часто ли потребители жалуются, что товар, который заказывали, пришел по почте в ненадлежащем виде?
— Такие обращения проходят через меня. Жалобы есть, но в процентном отношении к общему числу отправлений их количество незначительно.
Пример из соцсетей — про доставку виниловой пластинки, которую почтальон сложил пополам и опустил в почтовый ящик. Человек заказал пластинку стоимостью около 200 долларов, но решил послать ее нерегистрируемым отправлением, то есть обычным письмом. Откуда почтальон знает, что внутри? На пакете не было никаких предупреждающих знаков — не сгибать, не бросать, хрупкое… Eсли в аэропорту вы везете стекло, то попросите его запаковать. Здесь ничего сделано не было. Потребитель решил, что ему необязательно заказывать адекватный сервис.
— Почему на главпочтамте перестали требовать паспорт с отправителей посылок? Как тогда соблюдаются правила безопасности?
— Международная корреспонденция проходит строгий таможенный контроль на наличие запрещенных вложений, наркотических веществ, колющих и режущих предметов. Запрещенные к пересылке предметы извлекают. Безопасности у нас придается большое значение. Для этого есть все возможности и условия.
— Чем вы гордитесь в своей работе?
— Мне нравятся люди, которые здесь работают. Встречался с сельским почтальоном, которой уже 76 лет. Бабушкой ее не назовешь — подтянутая, энергичная, 18-летним фору даст. В день проходит по 15 километров. И ни нытья, ни жалоб. Мне нравится такой настрой на работу, люди — с настоящим стержнем. Сильные, верные, преданные и почте, и стране. Такого уровня патриотизма нигде больше не встречал. Здесь с гордостью говорят: «Я работаю на Почте России». И трудятся на одном месте десять и более лет. В Ялуторовске начальник почтамта Надежда Eвсеева проработала 43 года, она получила знак «Мастер связи» из рук Владимира Путина.
— В соцсетях немало насмешек над почтой за нерасторопность. Обижает такое отношение?
— Целостный человек умеет посмеяться над собой. В деревне и в городе отношение к почтальонам разное. В сельской местности никто над почтальоном не смеется. Там он и источник информации, и доставщик пенсий, пособий, и магазин. Он — главный человек в этом населенном пункте. Eсли почтальон вышел на больничный — это просто караул для деревни. Другое отношение к почтальону у горожан, они избалованы сервисом.
Однажды навешенный ярлык поменять крайне сложно. Но мы придумываем новые сервисы, чтобы клиенту стало удобней. Повышаем качество услуг, их оперативность. Работаем с жалобами. Приходится даже увольнять людей, по вине которых произошли неприятности с клиентами.
Стараемся городу помочь. Когда в Тюмени проходил чемпионат Eвропы по биатлону, поставили пункты для отправки открыток с символами соревнований в любую точку мира. За день отправляли более тысячи штук. И делали это без наценки.
У нас есть современные сервисы, приложения на мобильных устройствах, с помощью которых можно отследить, например, движение посылки. Можно и подписку оформить через Интернет, не выходя из дома.
— Почему в почтовых отделениях очереди?
— В Тюмени мы начали экспериментировать с новыми форматами обслуживания. Полки с посылками и другой корреспонденцией теперь будут находиться за спиной оператора. Фраза: «Пошла искать» станет неактуальна. Вводим и адресное хранение, что сократит время обслуживания и расстояние, которое за день проходит работник. В отделениях ставим телефон «горячей линии». Но если в магазине наплыв обычно в конце рабочего дня, то у нас он может быть в любое время. В планах — введение электронной очереди. Предлагаем потребителям применять электронные сервисы. Открываем и новые почтовые отделения. Скоро одно появится в ТЦ «Остров» и снимет очереди в близлежащих отделениях связи. Всегда надо стремиться к лучшему и быть увлеченным.
Вопросы задавали: Eлена Арбатская, Дарья Ровбут, Мария Самаркина, Рафаэль Гольдберг.
***
фото: Андрей Ершов;Мария Климова, оператор 1-го класса.