Для нас и всей планеты Земля
Одну десятую искусственного прироста лесов в стране дает Тюменская область.
С 2011 года на территории региона высажено более 1,6 млн саженцев различных древесных пород. Немалая доля этих деревьев посажена добровольцами в ходе специальных акций. Только в Тюмени — более 300 тысяч единиц посадочного материала на площади около 70 гектаров. За пять лет, по данным областного департамента лесного комплекса, количество таких добровольных помощников выросло в четыре раза.
Но лесовосстановление — это не только акции, но и ежедневный, кропотливый труд, продуманная, выстроенная на годы вперед работа.
Чьи в лесу шишки
В рамках госзадания тюменское лесничество выполняет 29 видов деятельности. Большая их часть связана с работами по лесовосстановлению. И ни один из этапов легким и быстрым не назовешь.
Eще зимой начинают заготавливать шишки. Из одной тонны, которая по объему занимает полкузова «камаза», получается 10 кг семян. В феврале-марте сосновые «эмбрионы» развозят по лесничествам и проводят им процедуру естественного закаливания: рассыпают по холщовым мешочкам, обрабатывают специальными препаратами, которые, как и детские прививки, должны предотвратить самые опасные для здоровья будущих саженцев болезни. Затем в этих холщовых пеленках крылатки сосны закапывают на два-три месяца в снег. Дети сибирских лесов с рождения должны быть морозоустойчивыми. В апреле, когда сойдет снег, семена из природных кувезов извлекают и высевают в подготовленную землю. Далее, по словам лесничих, начинается адский труд ручной прополки. Здесь грядки измеряются не сотками, как на дачах, а гектарами. Но идеальная чистота — еще не залог стопроцентной приживаемости. На всходы может напасть хрущ и объесть все корешки. Самых уязвимых, с ослабленным иммунитетом, начнет одолевать грибок — снежное шютте. Но если с этими напастями еще можно как-то бороться, то как сберечь молодые всходы от лосей и косуль, которые с большим удовольствием едят зелень? Никакие преграды и изгороди от них не спасают.
Борьба за каждый саженец в открытом грунте продолжается около трех лет, пока будущее деревце не вырастет до стандартной высоты 10-15 сантиметров. Даже в Голышмановском питомнике, признанном в 2014 году одним из лучших в Российской Федерации, норма приживаемости всходов составляет не более 85 процентов.
Чтобы свести количество факторов риска на нет, в тюменском лесничестве построили теплицы для сеянцев. Саженцы в таких условиях растут в три раза быстрее, почти не болеют, за ними легче ухаживать, а значит, и себестоимость их значительно ниже: не 2,5 рубля (рыночная цена), и даже не 46 копеек, как в Голышмановском питомнике, а всего 25 копеек. На сэкономленные средства можно много полезного сделать. Например, провести дополнительные посадки на месте сгоревшего леса (в планах этого года восстановить 200 га). Или сделать дополнительные минерализованные противопожарные полосы. В прошлом году их проложили 20 тысяч километров — почти пол экватора.
Стремление к приросту
С начала этого года в Тюменской области высадили более 3000 гектаров нового хвойного леса. Примерно столько же составило и естественное лесовосстановление. Несмотря на масштабные пожары и вырубки лесов в Забайкалье и на Дальнем Востоке, наша страна по-прежнему занимает одно из первых мест в мире не только по площади самих лесов, но и по темпам их восстановления. Ложка дегтя в бочке статистического меда: почти 20 млн гектаров прироста дали бывшие колхозные поля, которые заросли из-за того, что давно не обрабатывались.
— Eсли где-нибудь в Амазонии леса активно вырубаются, то у нас сохраняется баланс выбытия и лесовосстановления. Мы работаем на всю планету Земля, — говорит Владимир Артановский, директор областного департамента лесного комплекса.
Восстановлением лесов занимаются федеральные предприятия и арендаторы земель. В Тюменской области объем госзаказа по лесовосстановлению на 2016 год составляет около 2,5 тысячи гектаров, а арендаторы обязаны восстановить около 900 га. С какими проблемами сталкиваются арендаторы лесных участков, обсудили на прошлой неделе на заседании общественного совета при департаменте лесного комплекса.
По словам Светланы Тымченко, директора областного центра защиты леса, большие трудности арендаторы испытывают с подбором площадей для посадки. Из 2,5 тысячи участков пока удалось найти только 2,2 тысячи. Задачу осложнила в этом году высокая вода и подтопление территорий. До некоторых ранее выбранных делянок до сих пор нельзя проехать. Планы весенних посадок выполнить не удалось, но есть надежда, что все наверстают осенью.
По словам Юрия Жбанова, генерального директора компании «Арго-лес», не всегда хватает для посадки местных семян. По его оценке около 10 млн рублей ежегодно арендаторы тратят на закупку посевного материала на стороне (в 80 процентах случаев — в Курганской области).
— По рублю за каждый саженец мы оставляем на соседней территории, — подсчитал Юрий Жбанов.
По мнению членов общественного совета, надо проводить реструктуризацию земель в лесопитомниках (в Тюменской области их 26), для лучшей всхожести семян давать почвам отдыхать и постоянно вести работу по подбору новых площадок под посадки. Только на первый взгляд кажется, что места в лесу — пруд пруди, на самом деле такие территории должны отвечать множеству требований.
Общественный совет решил обновить свои ряды — увеличить число членов до 15 человек. Людям неравнодушным, болеющим за сохранение лесных богатств — путь открыт.
***
фото: Члены общественного совета в теплице тюменского лесничества, где выращивают саженцы сосны.