X

  • 18 Июль
  • 2024 года
  • № 77
  • 5576

Хорошего театра много не бывает

Гастроли театра имени Образцова, которые в пятницу завершились в театре кукол, хоть и назывались большими, но нам их явно не хватило.

В самом деле: театр привозит постановки в Тюмень в третий раз, но всегда на два-три дня. Вот и в этот раз поездка по стране (организовать которую театру помогает фонд содействия социальному и культурному развитию Москвы «Столица») предполагает остановку в каждом городе на пару дней. Нам даже повезло: три спектакля.

Театр Образцова для гастролей выбран не случайно. Фонд «Столица» предварительно провел в разных регионах страны опрос, чтобы выявить те театры, которые провинция хочет видеть у себя в гостях. Тюмень снова пригласила знаменитый московский кукольный театр, хотя он был у нас в прошлом году. Я и говорю: нам их не хватает!

Нестареющая классика

Гастроли театр Образцова в нашем городе открыл своим знаменитым «Необыкновенным концертом» (режиссер Сергей Образцов), который вошел в Книгу рекордов Гиннесса. В Тюмени его сыграли дважды.

С 1979 года (именно тогда «Необыкновенный концерт» впервые показали в Тюмени, в филармонии) постановка не слишком изменилась. Конечно, ушли некоторые блистательные актеры, например, Зиновий Гердт — знаменитый исполнитель роли конферансье Эдуарда Апломбова.

— Пожалуй, спектакль выглядит так же, как и прежде, — рассуждает заслуженная артистка России Александра Горбунова, которая играла в нем и в 1979-м, как раз в Тюмени. — Менялись только куклы, их обновляли, совершенствовали внутреннюю механику. Потому что в нашем театре каждая кукла изготавливается специально для определенного актера. Ведь она — инструмент, на котором мы играем, она должна быть такой же ручной, как скрипка у скрипача и рояль у пианиста.

Далее — старейший (премьера состоялась в ноябре 1936 года, режиссер — Сергей Образцов) спектакль «По щучьему велению», который адресован детям. Он до сих пор интересен зрителям, хотя, как говорят актеры театра, тоже менялся незначительно. Доказательством тому — наполненный тюменский зал во время обоих показов.

— «Щуку» можно не проверять на продажу билетов, — говорит Ирина Корчевникова, директор театра Образцова. — Она всегда и везде идет на ура. Вот в Москве эту сказку играют еще четыре или пять театров. И что? У нас — полный зал.

Это те постановки, которые всегда пользуются спросом и в столице, и в провинции. И которые удачно вписались в просторную сцену тюменского кукольного театра, что радует и актеров, и директора театра Образцова.

— У нас только малый зал рассчитан на 200 человек, что говорить о большом, — говорит Ирина Леонидовна. — Поэтому сцены и залы других театров часто оказываются для нас тесными.

Куклы играют для взрослых

Отлично вписался и редкий для российской сцены кукольный спектакль для взрослых: по произведению Габриеля Маркеса «Старый сеньор и.» (режиссер — Виктор Никоненко). Ирина Корчевникова признает: кукольный театр для взрослых — это современный эксперимент. Когда-то такие постановки были естественной частью афиши кукольного театра, но со временем практически сошли на нет. Так же, как, например, штатный живой оркестр, который прежде играл во время спектаклей.

— Надо признать, что кукольные постановки для взрослых — это всегда риск, — считает директор театра имени Образцова. — Eсть трудности с продажей билетов. Но мы их все равно играем: и «Женитьбу Фигаро», и «Божественную комедию» и «Старый сеньор и.» Не можем от них отказаться — эти интеллектуальные работы нам очень нравятся.

Судя по всему, «Старый сеньор и.», этот яркий пример маркесовского «магического реализма» нравится не только его авторам. Спектакль в 2014 году стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреатом премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона». Одного из колоритнейших персонажей — Ангела — играет дважды лауреат премии «Золотая маска» актер Андрей Нечаев. Он говорит, что три притчи, из которых состоит пьеса, впервые рассказаны языком театра кукол. Получается даже труднее, чем в театре драматическом, потому что кукловод должен выразить мысли, чувства, эмоции через куклу, предмет, объект.

— На сцене редкие куклы — марионетки, но без нитей. Вместо них — трости и руки актеров. Куклы сделаны очень реалистично, в человеческий рост, — объясняет Нечаев. — Каждую такую куклу водит не один актер, а несколько.

Ирина Корчевникова добавляет, что в этом спектакле важна не только актерская пластика, но и абсолютно синхронное кукловождение. А взаимодействию куклы и актера помогает «черный кабинет», дающий возможность кинематографического «крупного плана»: свет избирательно дает то лицо куклы, то пластику рук актера, то фрагмент мизансцены. Только при условии выполнения всех требований персонажи спектакля «Старый сеньор и.» оживают.

. Три дня промелькнули незаметно. Театр Образцова поехал гастролировать дальше, увезя с собой впечатления о Тюмени, которая, как сказала актриса Александра Горбунова, с каждый годом хорошеет так, что не узнать.

Уехал, и на прощание пообещал рассмотреть заявку тюменского театра кукол на региональный столичный фестиваль, который планируют провести осенью. И вернуться обещал тоже.

***
фото: Герои спектакля «По щучьему велению»;Александра Горбунова, Андрей Нечаев и Ирина Корчевникова рассматривают фотографию 1979 года — Сергей Образцов в Тюмени;Зрители.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта