X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Искусство наблюдать за предметами

Керамику художника Анастасии Хариной можно встретить в некоторых художественных салонах. Она почти всегда безошибочно узнается. Eсть в этой обожженной глине, покрытой глазурью, авторский почерк — такая редкая в наше время тиражей и штампов штука.

Свой мир художник создает и в графике, которую показывает значительно реже керамики. Оттого новая выставка работ автора, которая сегодня открывается в литературно-краеведческом центре (улица Первомайская, 14) и интереснее — в ней графика и керамика, вышедшие из рук одного человека, замечательно дополняют друг друга.

Первую экскурсию Настя провела для нас еще во время монтажа выставки: мы просто переходили от одной работы к другой.

— Это выставка из работ, которые у меня накопились за определенный период, — рассказывает Настя. — Их до этого, кроме тех людей, которые приходили ко мне в гости, никто не видел. Видимо, мне было важно собрать эти работы и потом показать в одной выставке. Я пыталась проанализировать, что получилось, и дала им такое название — «Изображение изображения».

А искусствовед Татьяна Сергейчук, побывав у меня в мастерской, сказала, что это «метафорический реализм». Мне понравилось, по сути, так и получается. Я рисую предмет таким, какой он есть, не меняя, но делаю акценты или нахожу такой ракурс, при котором он оказывается не только собой, но еще и чем-то другим. Например, мама принесла мне редис-дайкон, который вырастила на даче. Он такой прекрасный, телесно-белый, все корешки и усики извиваются. Похож на какое-то существо вроде омара или на насекомое. Это волшебно: он одновременно и редис, и что-то другое.

— То есть, в этот раз ты график?

— Керамика тоже есть, но меньше. Изначально я не предполагала, что керамика, которая для демонстрации требует витрин, вообще подойдет для этого зала в литцентре. Потом оказалось, что возможность расположить ее все же есть. Но то, что хотело выйти, показаться на глаза людям — графика. Причем хотелось завесить стены концептуально, чтобы это было единое высказывание. Такого я прежде не делала. Обычно мои выставки собираются из работ разного времени, и они разные, потому что сегодня ты — такой, завтра — другой. А тут получилось: все работы сделаны в едином внутреннем процессе, хотя и в разные годы. Это работы-наблюдения, а не мысль, которая тебя мучает, и по поводу которой ты торопишься высказаться. Вот, смотри: что нарисовано?

— Пекинская капуста.

— Верно. Но когда ты на нее смотришь, то понимаешь, что нарисован лес. Так ведь? А я ничего не изменила, я нарисовала капусту. Именно с нее все это и началось: я разворачивала кочан, чтобы нарезать. Смотрю на лист: а это дерево.

— Причем гигантское, вековое.

— И получился не просто натюрморт, а нечто большее. Или вот: не знаю, на кого конкретно похожи эти перчики. Видится хвост скорпиона и вообще нечто из мира насекомых и членистоногих. Или картошка с ее глазками, которая напоминает лицо. Я специально выбирала те, что больше похожи на лица, но вообще-то это просто картофель, нарисованный с натуры.

— Похоже на то, когда дети видят лица, животных или фигуры в узорах ковра.

— Да-да, что-то подобное. Иногда не совсем явное: на работе с разрезанным помело сам фрукт изображен нарисованным на бумаге, а его кожура — лежит на этом рисунке. Не все это замечают, но я уже перестала беспокоиться по этому поводу.

Словом, основная мысль — про «изображение изображения». Eсть и другие работы, но и они относятся к сфере наблюдения. Вот длиннохвостые синицы, эти маленькие круглые птички спят зимой, когда холодно, именно так: сбиваются в шарик и греются. Или вот еще работа, которую можно назвать «изображением изображения», но она уже другая, с содержанием. Казалось бы, нарисована птичка в клетке, но если присмотреться, то окажется, что птички в клетке-то и нет. Конечно, специально это не придумывается, это само приходит.

— А с керамикой нечто новое получается?

— Тоже показываю то, что делаю недавно и еще не выставляла. Я вдохновлена эстетикой вабисаби, техникой раку. Технологию я придумала сама, и тем она для меня ценна. Понимаю, что в результате я делаю то же самое, что люди делали 400 лет назад, но они мне своих секретов не рассказали. Подсмотреть мне тоже было не у кого. Все мелкие детали вот этих ваз я леплю отдельно и гончарным кругом не пользуюсь.

А вот что касается чашек для чая, то со мной произошло неожиданное: форму для них я научилась делать вручную. Техники есть разные — на гончарном круге, на болванке. А я взяла кусок глины и, просто вращая его в руке, вылепила ровную форму. Больше ничего. Она теперь хорошо ложится в ладонь, мои дети очень любят из таких чашек пить чай. Эти чашки прямо примагничиваются к руке.

— Технологию изготовления держишь в секрете?

— Не расскажу, да. Хотя керамисты вполне могут догадаться, как я нанесла глазурь на внутреннюю поверхность вазы, но вот в технике раку, думаю, им сразу не разобраться.

. Выставка «Изображение изображения» будет работать до 15 июля. Eсли хотите разгадать ребусы автора или полюбоваться чайными чашками и вазами ручной работы, их бесхитростной очень настоящей красотой, вы знаете, куда идти.

***
фото: Анастасия Харина проводит нам экскурсию по выставке;Перчики и дайкон;Ваза в технике раку.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта