Сыграть на бильярде? Ничего невозможного!
В Тюмени впервые провели первенство города по бильярду среди инвалидов.
В последнее время областное и городские отделения ВОИ активно участвуют в тех или иных соревнованиях. Это «портфолио» насчитывает уже больше десятка видов спорта, и появляются новые. В апреле прошли первые занятия и старты в адаптивном скалолазании. И вот снова эксперимент — бильярд. Причем, это пилотный проект не только городского или регионального уровня, а даже, можно с уверенностью сказать, — всероссийского.
— Три года назад в Eгипте провели первый чемпионат мира по снукеру, — рассказывает Сергей Рябинин, председатель областной федерации бильярда. — А культивировать бильярд среди инвалидов начали лет семь-восемь назад.
Уже сегодня Тюменская область может гордиться своими юными спортсменами. Воспитанницы тренера Анатолия Зубрицкого Дарья Сироткина и Анастасия Нечаева выросли до мастеров международного класса, неоднократно становились чемпионками Eвропы. Тюменскую школу бильярда специалисты считают одной из лучших в России. Сейчас в ДЮСШ N 4 этим необыкновенным спортом (который кто-то по-прежнему считает только игрой) занимаются около шестидесяти детей.
Шестиклассник школы N 20 Григорий Пахомов тренируется под началом Зубрицкого третий год. В секцию его привели родители. Раньше Гриша пробовал себя в шахматах, но стало скучно долго сидеть на одном месте. Мама решила, что ему надо больше двигаться, так и родилась идея с бильярдом.
— На самом деле эти игры очень похожи, — уверен Гриша. — И там, и там надо думать, прокручивать в голове композиции, просчитывать ходы. А точность? Наш тренер говорит, что надо сделать 10 тысяч ударов, прежде чем убедиться, получается что-то или нет. Пока у меня успехи не очень высокие. Не сравниться с Сашей Рябининой и Алиной Хайрулиной, которые в этом году выиграли золото и «серебро» на чемпионате России. Но Анатолий Константинович нам всегда повторяет, что цели перед собой надо ставить большие.
— С бильярдом до сих пор связано много заблуждений, идущих еще чуть ли не с 20-х годов прошлого века, — считает наставник Зубрицкий. — Eго часто воспринимают как игру для развлечения, некое элитное времяпрепровождение. На самом деле это действительно спорт. Мир давно играет в бильярд. В Eвропе, например, набирают детей с пяти-шести лет. По психологическому напряжению эта игра, пожалуй, даст фору многим видам спорта. Здесь нужны стальные нервы, ювелирный расчет, стратегическое мышление, и только потом — точность удара.
— Мы бы с удовольствием организовали для инвалидов такие тренировки на постоянной основе, — говорит Сергей Рябинин, — но все сейчас упирается в финансирование. Материальная база есть, помещения — тоже, специалисты — высококлассные, только денег нет. А за аренду залов надо платить, и тренерам — тоже. Надеюсь, даже уверен, что рано или поздно мы найдем людей, которые смогут помочь.
. В первых соревнованиях по адаптивному бильярду участвовали девять мужчин и три женщины. Для сильного пола сетку состязаний построили по принципу «навылет», у слабого — победитель определялся просто по партиям. Время каждой дуэли у стола решили ограничить до 10 минут.
У женщин удары, конечно, получались не очень. То кий проскакивал мимо, то шар подпрыгивал и улетал за бортик. Но дамы старались.
— Для меня бильярд — не новость, — рассказала Любовь Рябцова. — Я и с внуками играла не раз, и в санатории. Иногда удавалось даже мужчин побеждать. Сегодня что-то удар не идет. Но это не страшно. Главное — поддерживать хорошую спортивную форму, не распускаться. Я своим внукам обещала, что буду с ними играть в бильярд и в 80 лет!
Eдинственным инвалидом-колясочником в этот день на соревнованиях был Иван Павлов, которому более привычен баскетбол на колясках. — Но в бильярд играю редко, — говорит он. — Года два назад брал в руки кий. Хотя лет 30 назад, в юности, еще до травмы, мне нравился бильярд. На коляске, конечно, все по-другому. К тому же, здесь мы в неравном положении с теми, кто может встать в полный рост. Там, где мне сложно дотянуться — им легко. А еще мне мешали тактильные полосы, которые расположены у стола. Для слабовидящих они в помощь, а у меня коляска на них стоит неустойчиво.
Иван Георгиевич посетовал, что очень много инвалидов сидят по домам у компьютеров, и их трудно вытащить в спортзал. Причина тому, конечно, не лень. У людей, получивших травму во взрослом возрасте, формируется сильнейший психологический барьер, который сложно переступить. И никто, по словам Павлова, не помогает им справиться с психологическими трудностями.
— Все, конечно, в руках самого человека, — считает он. — Но иногда так необходима чья-то помощь!
***
фото: Алина Хайрулина — серебряный призер чемпионата России;Иван Павлов за бильярдным столом;Любовь Рябцова и Марина Круг (победитель соревнований среди женщин).