Город дарит воспоминания и вдохновение
Когда Михаил Боярский увидел текст песни «По берегам Туры», он спросил у автора Сергея Дьяконова-Дьяченкова, можно ли заменить Туру на Неву, чтобы оставить песню в Питере?..
Но Сергей Георгиевич, хотя и жил в тот момент в северной столице, свое произведение написал исключительно для Тюмени. А сегодня песне, которая стала визитной карточкой не только автора, но и всего города, исполнилось 13 лет.
— Собственно, она и определила ход моей дальнейшей жизни — в 2003 году я вернулся домой и остался здесь, — говорит Сергей Дьяконов-Дьяченков. — Город дарит мне и теплые воспоминания о детских и юношеских годах, и вдохновение. Вероятнее всего, потому что материал для творческой работы — вот он! Стоит только прогуляться по улицам, паркам, скверам, дворам…
Певцу нравится, как преображается малая родина. Говорит, что сейчас она похожа на те европейские города, в которых он бывал еще в 90-х годах, когда гастролировал в составе джаз-оркестра «Диапазон».
— Я гулял по этим городам, открыв рот, — вспоминает он. — Теперь многие, кто впервые приезжает в Тюмень, так же реагируют.
Но красивое лицо города — это еще не все, считает Сергей Георгиевич. Он-то больше поет о его душе, а душа живет в старине — в деревянных домах, из которых, увы, не все сохранились. И в старых двориках, которые тоже стали уже другими… Свою песню «Во дворе» Сергей Дьяконов-Дьяченков написал о дворе дома N 63 по улице Ленина, в котором провел свою юность. Певец и сейчас частенько ходит мимо этого дома. И замечает, что многое и здесь изменилось. Дело даже не в новых заборчиках, лавочках, качелях и пластиковых окнах, а в людях. Они уже не выходят вместе из квартир, чтобы сажать цветы, не заливают, объединившись подъездами, каток.
— Сейчас очень остро чувствуется социальное разделение. Только совершенно непонятно, на чем оно основывается, — продолжает мой собеседник. — Раньше в этом доме жили замечательнейшие тюменцы — Фарман Курбанович, Виктор Иванович (Муравленко, — Авт.), Георгий Иванович, мой отец… Не только их знали в лицо, но и они знали всех соседей, дружили с ними. Я уже не говорю о дружной детской дворовой компании.
Вместе бегали на каток Центрального стадиона. Шли туда прямо на коньках по улице Ленина. Перелезали через высоченный забор, чтобы не платить за вход. Домой возвращались счастливые и… заплаканные. Потому что накатались до того, что замерзли пальцы на ногах.
— А городской сад! — продолжает Сергей Георгиевич. — Это я про его яблоки написал «кисло-сладкий ранеточный вкус…» Мы любили срывать эти ранетки по осени, когда они уже подмерзли. Сминали из нескольких яблок комок и жевали его. Никто их не мыл, конечно, перед этим. И ведь надо же — никто и не болел!
Сейчас те ранетки — тоже только в воспоминаниях, только в песне. Сада не стало, появился бульвар. Дети здесь уже не рвут яблок с деревьев — едят сладкую вату, катаются на каруселях и велосипедах.
Да, о велосипедах. Года три назад Сергей Дьяконов-Дьяченков побывал в своей старой квартире, где теперь живет актриса драматического театра Анта Николаевна Колиниченко, и поразился — раньше он умудрялся кататься по двум смежным комнатам на двухколесном велосипеде! И квартира казалась ему огромной. А еще иной раз казалось, что ему надо стать не музыкантом, а футболистом. Бывало, маленький Сергей прогуливал музыкальную школу (для отвода глаз отсиживался какое-то время в соседнем подъезде) и бежал гонять мячик. А еще случалось, что возвращался домой без ключей, а родителей еще не было — и его без вопросов забирали к себе соседи: кормили, укладывали спать… Замечательнейшие люди!
В свое время все эти ностальгические воспоминания вернули певца и композитора на родную землю. Теперь земля питает его новыми впечатлениями. Буквально на днях он исполнял «Вальс на набережной» для нового города, для новых его жителей, которые красиво кружатся под музыку на берегу Туры.