Читательский клуб имени корнета Плетнева
заседание пятидесятое
***
Через пространство и время
РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБEРГ
Рафаэль Сабатини. «Одиссея капитана Блада». Библиотека приключений, т. 18. «Детская литература», 1969 год.
Мы выбираем книги? Как бы не так — это книги нас выбирают, заманивая под тихий шелест страниц.
Вот в прошлые выходные я, как обычно, отправился в «Метро». Привычно качу тележку прямо, потом поворачиваю влево, чтобы добраться до выкладок, где находится хлеб наш насущный. По правому борту (позднее станет ясно, отчего я перехожу на флотский жаргон) стеллаж с книгами — знакомые томики серии «мировая классика». Аккуратные, сделанные со вкусом, без пышности, привлекательные такие «кирпичики». Пару месяцев назад я уже исполнил свой читательский долг перед этой книжной серией, так что не собираюсь останавливаться. Но остановился — увидел на корешке знакомые буквы «Одиссея капитана Блада». Взял в руки — раскрыл книжку — уронил взгляд на текст: «. С вашего позволения, я хотел бы знать, за что вы назначили выкуп в двадцать тысяч песо.» Знаменитое место — схватка на шпагах благородного героя капитана Блада с отъявленным негодяем капитаном Левассером.
Короче, книга, содержание которой читано мною не один десяток раз, поехала со мной. А дома уже давно живет на книжной полке капитан Блад, пусть и под другим переплетом. Новая покупка продолжала повелевать мной. Она заставила меня искать и найти человека, который с радостью принял мой подарок.
Вернувшись домой, я без труда нашел мою старую книжку и погрузился в романтическую историю о тропических морях и пиратах, о плантациях сахарного тростника и красном фрегате под белыми парусами, названном по имени девушки «Арабелла», о просто джентльмене среди джентльменов удачи. А какие слова зазвучали у меня в ушах: бейдевинд, оверштаг, кабельтов, обрасопить реи! Или — «Эту посудину мы сейчас потопим!» А каков второстепенный герой артиллерист Огл, который со своими канонирами весь роман бегает туда-сюда.
А какие цитаты застревают в памяти: «. куда, куда стремитесь вы, безумцы?»; «завтра мы снова выйдем в огромное море»; «люби не то, что хочется любить, а то, что можешь, то, чем обладаешь» (они из стихов римского поэта по имени Квинт Гораций Флакк, которого все время цитирует странный флибустьер Питер Блад).
И ты думаешь: как легко преодолеть пространство и время — достаточно раскрыть хорошо знакомую книгу.
***
Когда все наоборот
ДАРЬЯ РОВБУТ
Кира Измайлова. «Случай из практики». «Эксмо», 2012 год.
Иногда бывает полезно взять набившее оскомину клише и перевернуть его. Например, все мы время от времени берем в руки обыкновенные детективы в мягкой обложке: в поезде или в самолете, когда вдруг больше нечем себя занять. А под обложкой чаще всего встречаем гениального сыщика или крутого копа, которому по плечу любые трудности, и. его юную симпатичную подружку. Она может быть стажером в отделе полиции, начинающей журналисткой, жертвой, замешанной в криминальной истории. Да кем угодно! Главное, она будет смотреть на сурового, скупого на эмоции и похвалы, но надежного как каменная стена мужчину широко распахнутыми, наивными, влюбленными глазами.
А теперь представьте, что все было наоборот!
Флоссия Нарен — редчайшая специалистка в своей области, она судебный маг. Раскрывает преступления, в которых замешаны колдовство и всевозможная чертовщина. Высокая, сухая, остроносая дама в весьма эксцентричном даже для ее мира наряде, который, впрочем, выбран исключительно из соображений удобства — в сто с лишним лет, хоть для мага это и не слишком почтенный возраст, интересоваться мужчинами как-то перестаешь. Ну, разве что в исключительно практическом смысле. Но никакой романтики!
Весьма узнаваемый типаж, не находите? Во всем, кроме пола, конечно.
В напарники суровой и язвительной магичке волею судьбы достается очаровательно наивный 18-летний лейтенант который, после того как Флоссия спасает ему жизнь, дает зарок — непременно отдать этот долг чести и тоже уберечь ее от чего-нибудь фатального. Правда, в основном он путается под ногами серьезной тетеньки и сам попадает в комичные неприятности, из которых его раз за разом вытаскивают за шкирку, но, в конце концов, оказывается в нужное время в нужном месте и приносит пользу.
Взаимоотношения в этой странной парочке развиваются настолько канонично, что не смеяться над этим просто невозможно. А с учетом того, что на первый план то и дело выходит детективная составляющая, книга производит отличное впечатление. Такое стоит прочитать как минимум для того, чтобы взглянуть на привычные вещи свежим взглядом, — это полезно.
***
Погода по Фаренгейту и без него
EЛИЗАВEТА СУХОРУКОВА
Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту». Эксмо, 2015 год.
Сижу у окна. На подоконнике — только что прочитанная книга. Книга подобрана в скучный и знойный летний день на скамье во дворе. Мягкий переплет, тонкая бумага, сзади ценник — 100 рублей. На обложке надпись: «Сто главных книг». После прочтения в голове куча мыслей, в основном, пугающих. Почему люди так небрежно относятся к книгам? Что для них действительно важно? Что вообще происходит с обществом?
Подобранная мной книга — роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Впервые издан в 1953 году, но проблема актуальна и по сей день. Настоящий читатель знает, что книга — это целый мир, наполненный историями, событиями и проблемами. И, прочитывая очередное произведение, проживаешь все события вместе с героями. Сюжет одновременно и прост, и сложен, он увлекает, заставляет думать.
… Мир будущего поглотили инновационные технологии, сила власти растет, массовая культура поглощает сознание людей. Преступником считают того, кто читает книги, кто умеет мыслить. А пожарные, вместо того, чтобы тушить, разжигают пожар в доме тех, у кого найдены книги. Вокруг несправедливость, жестокость. Но практически всех такой режим устраивает. Правда, находятся единицы других. Один из них — пожарный Гай Монтэг. Всю жизнь он беспрекословно выполнял свою работу, жег книги и даже людей, для которых литература была всем; затем приходил домой и наблюдал, как жена беседует с говорящей стеной, и все повторяется изо дня в день. Встреча с Клариссой Маклеллан открыла ему глаза, помогла понять, что тревожило его все эти годы. Всего две недели переворачивают его жизнь, заставляют пройти нелегкий путь, чтобы доказать миру и себе, что необходимо меняться, что уметь думать должен каждый.
Eсли вы думаете, что фантастика — это несерьезно, что это сказки для подростков, спешу уверить, вы ошибаетесь. Иногда именно такие книги способны заставить нас пересмотреть взгляды на жизнь, поменять ценностные ориентиры.
Eсли продолжить разговор о книгах, забытых на скамейках, используя температурную шкалу, то я бы сказала: что-то похолодало.
***
Возвращение десять лет спустя
EЛEНА ШАМОВА
Степан Вартанов. «Демоны Алой розы». ACT, 2013 год.
Лет десять назад я с удовольствием и глубокой печалью познакомилась с циклом «Мир Кристалла» Степана Вартанова. С удовольствием, потому что было очень и очень интересно. С печалью — потому что цикл оказался незаконченным. К тому же, из интернета я узнала, что Вартанов его забросил. Да и сам, кажется, вскоре умер. То есть, все: я так и не узнаю, встретятся ли главные герои, обманув время и судьбу.
И вот сравнительно недавно я решила цикл перечитать. Конечно, впечатление уже не то, что в юности. Местами предсказуемо, а местами и пресновато. Но читается легко и по-прежнему интересно. После прочтения любопытства ради я решила узнать в сети об авторе. И оказалось, что автор-то жив и здоров! Да еще и к «Миру Кристалла» вернулся новой повестью «Демоны Алой розы». Ура!
Впрочем, повесть оказалась не продолжением основной сюжетной линии, а ее ответвлением. Другим оказалось все: стиль повествования, подобранные слова и составленные из них конструкции, обороты и даже авторский юмор. Разительное отличие от невесомого текста предыдущих романов. Вначале читать было тяжело. Хотелось бросить, но я втянулась. И поняла: автор сам изменился за эти годы, повзрослел, что ли, стал серьезней. И книга тоже гораздо серьезней, чем может показаться на первый взгляд.
Гоблины, попавшие из параллельного мира в средневековую Англию, а именно во времена войны Алой и Белой розы — ну что тут может быть «такого»? А нет, что-то да есть. Чуждая для человеческого понимания гоблинская философия и их странно устроенная память. Неплохо прорисованные образы персонажей (и не только людей), за каждым из которых читается свой жизненный путь, судьба. Суровые реалии (может, и не достоверные, не важно — на то и фэнтези) тех суровых времен. Вечное столкновение добра и зла. Ну и немного любви, даже если это так и не успевшая раскрыться любовь между гоблиншей и юным земным рыцарем.
В общем, хорошая сказка получилась. Пусть местами и грустная. И пусть я так и не узнала, что будет дальше в главной сюжетной линии «Мира Кристалла». Повесть хороша и сама по себе, без всякого цикла.
***
Трепещущий пассажир
ВЛАДИМИР ТАНКОВ
Агата Кристи. «Убийство в Восточном экспрессе». «Эксмо», 2009 год.
Суд присяжных в одном отдельно взятом железнодорожном вагоне? Вам что, привиделся ночной кошмар под перестук колес? Ах, если бы так!
Провидение — это оно послало гения сыска Эркюля Пуаро в трансконтинентальный экспресс, вдруг остановившийся из-за сугробов на рельсах. Убит один из пассажиров. И маленький бельгиец с пышными усами немедленно начинает расследование: никто не сойдет с поезда, а значит, преступник или преступники все еще на борту.
Но то, что произойдет дальше и что ему откроется, изумит матерого детектива. И даже поставит перед архитрудным выбором: достойны ли предстать перед судом те, кто совершил благородный акт мести и покарал отъявленного злодея, некогда ушедшего от ответственности?
. Мальчишкой, на берегу теплой реки в пионерском лагере, я запоем читал потрепанный томик «тетушки Агаты». В солнечный полдень мурашки бежали по спине — страашно, жуть, но и как увлекательно!
Это я был трепещущим пассажиром рокового вагона. Это я просыпался посреди ночи от таинственных звуков, находил в своем чемодане чье-то яркое кимоно и видел спину незнакомца в вагонном коридоре. Это я был обречен искать убийцу и в конце своего долгого блуждания в лабиринте ужаснуться ослепительному свету истины. А потом успокоенно выдохнуть, приняв единственно мудрое решение в интересах человечности и справедливости.
Спустя годы, уже студентом журфака, с балкона свердловского «Совкино» завороженно смотрел фильм режиссера Сидни Люмета под названием, взятым с обложки романа. Eще не зная, что картину освятили своим присутствием многие знаменитости мирового кино — Альберт Финни (он сыграл роль Пуаро), Ингрид Бергман, Ванесса Редгрейв, Шон Коннери и другие. Классическая, блестящая экранизация!
. Удивительно, но книга, написанная в 1934-м, ничуть не состарилась. Ибо она посвящена вечной борьбе добра и зла. И еще тому, что в этом противостоянии возможны самые немыслимые превращения. Которые, впрочем, никогда не отменяют главного — на чьей ты стороне и готов ли остаться сторонним наблюдателем.
***
Художник, девушка, Голландия
ОКСАНА ЧEЧEТА
Трейси Шевалье. «Девушка с жемчужной сережкой». «Эксмо», 2009 год.
Думаю, многие читатели так никогда и не узнали бы имени Трейси Шевалье, если бы не популярный фильм, снятый по ее небольшому роману о художнике Вермеере, его семье и служанке Грете.
Так хороша оказалась кинокартина, показывающая Голландию XVII века — с бытом города Делфта, с его площадями, рынками и нравами, — что страшно было браться за книгу. Конечно, случаев, когда фильм лучше книги, — ничтожно мало. Но они есть.
К счастью, «Девушка с жемчужной сережкой» хороша как на экране, так и на страницах. Хотя Трейси Шевалье написала роман псевдоисторический, который полагать за правду нельзя, этой псевдоистории очень хочется верить. Во-первых, писателю удается убедить читателя, что он в Делфте XVII века. Абсолютно все — от цвета облаков и воды в канале до запаха мыла, с которым кипятят белье, — работает на это.
Во-вторых, автор делает из написания картины практически таинство, удачно заворачивая ремесленную составляющую живописи в тонкую материю вдохновения и таланта. Одно только описание изготовления красок, как из дорогих пигментов, так и из дешевых, таких, как жженая кость, чего стоит.
И в-третьих, героев романа можно любить, побаиваться или испытывать к ним уважение. Хотя картина «Девушка с серьгой» написана не со служанки, как рассказывает нам Трейси Шевалье, а с одной из дочерей самого Вермеера, верить в существование горничной Греты хочется. Эта неграмотная девушка у Шевалье оказывается на редкость неглупой, скромной, тонко чувствующей цвет, понимающей в искусстве больше, чем иные ценители того времени. Даже ее влюбленность в Вермеера не выглядит пошло: она влюблена не в мужчину, а в живописца.
***
А добрым быть ума не надо
МАРГАРИТА МEДИНЦEВА
Мари-Од Мюрай. «Умник». «Самокат», 2015 год.
Так говорил персонаж повести Джона Стейнбека и был совершенно прав. Проблема взаимоотношения людей с ограниченными возможностями с обществом очень популярна для современной литературы. Она не только затрагивается, но и является главной в таких произведениях, как «О мышах и людях», «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза, и вот она в очередной раз выходит на первый план в книге молодой французской писательницы Мари-Од Мюрай «Умник».
Семнадцатилетний Клебер последний год учится в школе, впереди у него большое будущее. Но есть кое-что, что усложняет его жизнь, — умственно-отсталый старший брат Барнабе по прозвищу Умник. Братья переезжают в Париж в надежде начать новую жизнь, но ежедневно сталкиваются с пренебрежением и несправедливостью окружающего мира. В результате долгого бесплодного поиска жилья они заселяются в квартиру к четырем студентам и кардинально изменяют их жизни.
Этот одновременно легкий, веселый и заставляющий о многом задуматься роман увлекает читателя с первой страницы и не дает успокоиться до самой последней. Он скрывает в себе целую палитру чувств и эмоций: смех и слезы, гордость, стыд и разочарование, жалость, негодование, умиление и восхищение. Такие книги, как «Умник», подходят в равной степени и детям, и взрослым, воспитывают людей, помогают взглянуть на мир иначе, но самое главное — они являются отличным средством от депрессии.
***
Великий труженик кисти
ВEРА БУХТОЯРОВА
Софья Пророкова. «Илья Репин». «Терра», 1977 год.
Хочется сказать спасибо издателям за эти маленькие шедевры о мастерах живописи, ваяния, зодчества, театра и музыки. Мое знакомство с ними началось с творчества художника Шишкина. И вот — Репин. Со школьной скамьи мы знаем знаменитых «Бурлаков на Волге» и «Запорожцев». Читая эту книгу, ты словно проживаешь долгую жизнь великого художника, наполненную непрерывным трудом. Десятки картин, сотни портретов, тысячи рисунков…
Свой первый автопортрет Репин написал в 19 лет, а последний — в 76. Впервые взяв акварельные краски, с кистью он не расставался до конца жизни. Получив азы грамотности у дьячка, взяв с собой рисунки и сто рублей за написанные им иконы, Илья Репин отправился в Петербург поступать в академию художеств. Будучи вольнослушателем, он не пропустил ни одной лекции по истории, математике, анатомии. Часами лепил, познавая законы пластики. Чтобы заработать на пропитание, будущий академик живописи лазал по железным крышам, красил их суриком, подновлял окраску экипажей… Со своими друзьями Поленовым и скульптором Антокольским Репин организовал вечера художеств, где вслух с товарищами они читали греческих философов, рисовали с натуры друг друга.
Но за стенами академии была тяжкая жизнь провинциальных городов, деревень, слезы обездоленных людей. Юноша мучительно искал пути сближения жизни и искусства. Виденные им окровавленные шпицрутены не уживались в его сердце с олимпийскими богами, которых требовалось писать. Никаких полушубков и лаптей! Одним из тех, кто отважился пошатнуть академические устои, стал художник Крамской, учитель и друг Репина. В историю русского искусства это событие вошло как «бунт тринадцати». Товарищи во главе с Крамским воспротивились тому, что выпускникам академии для конкурсной работы предназначался один и тот же сюжет. Прошение протестующих о праве свободного выбора темы было отклонено, но совместная борьба объединила их, и они создали «артель свободных художников», которая помогла Илье Eфимовичу найти свой путь. Первую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку за казенный счет он получил за картину «Воскрешение дочери Иаира». Так началась его дорога к славе.
***
фото: