X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Наука без перерыва на лето

Летняя многопрофильная смена для одаренных детей началась в санатории «Жемчужный».

Новая сумма слагаемых

— Человек успешен тогда, когда всесторонне развит, — считает Галина Ренева, начальник этого летнего лагеря отдыха.

Эта точка зрения могла бы стать девизом всей смены. Eе особенность в том, что ребята сюда приезжают непростые — победители и призеры предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов различного уровня. Приезжают не только отдыхать и получать оздоровительные санаторные процедуры. Передохнув всего месяц после окончания учебного года, они готовы с головой окунуться в любимый предмет. Изучать его уже не в рамках школьной программы, а углубленно, под руководством опытных, в том числе и вузовских, преподавателей.

В смене — пять отрядов, но разделены они не по возрасту школьников, как обычно, а по выбранным ими предметам — математика, информатика, физика, экология и география. И каждый день, как балерины у станка, они посвящают своим профильным занятиям. Минимум — час, максимум — два. Никто не ограничивает (можно даже во сне о физических открытиях или новых роботах-трансформерах мечтать). Но — без фанатизма, потому что вокруг столько интересного: работа творческих клубов, студий, мастер-классы по основам кинематографа и ораторского искусства, лидерские тренинги, театральные, вокальные, хореографические занятия, встречи с интересными людьми, участие в дискуссиях. Зачем все это, например, увлеченному математику? Может, ему формул достаточно? В современном мире — нет. Множество открытий происходит именно на стыке наук. Креативность и нестандартное мышление в научном мире ценятся даже выше, чем просто сумма узких знаний или показатель IQ.

Транспортир для конкуренции

У экологов каждый день — практические занятия. Их с отрядом «зеленых» (у них даже фирменные футболки этого цвета) проводит Галина Киселева, инструктор эколого-биологического направления дворца «Пионер».

— Сегодня мы будем выставлять баллы березам, — объясняет она Виталию и Алексею — единственным мальчишкам в отряде защитников природы. — Для этого нам надо измерить показатель симметрии березового листа. В норме он должен быть до 0,05, если выше, значит, воздух — загрязненный. Таких листочков вы здесь не найдете, но для чистоты эксперимента — соберите 10 штук и проверьте сами.

Скептики-подростки старались, линейкой и транспортиром выполняли измерения, но преподаватель оказалась права.

— А еще чистоту воздуха можно проверить с помощью лишайников, это называется лихеноиндикация, — легко выговоривают сложное слово Марина Клюкина и Фарида Латыпова.

— Такое задание мне однажды попалось на олимпиаде, благодаря ему я свою ближайшую соперницу обошла на полбалла, — рассказала Фарида.

— Так это была ты? — изумилась Марина. — Из-за тебя я стала второй? Отдыхаем вместе, а этого не знали. Значит, надо еще больше заниматься.

В поисках универсума

Отряд географов в «Жемчужном» называют самым сплоченным и целеустремленным. Они часто собираются вместе и колдуют над картами, даже если нет преподавателя. — Географы и путешественники — народ вообще самостоятельный, — наперебой объясняют девчонки. — Иначе и не было бы великих географических открытий. Своих открытий у нас пока еще нет, но в комбинированные походы мы уже ходили. В лесу не заблудимся, на местности — сориентируемся. Но все-таки многого еще не знаем, даже в теории, ведь в этой науке — огромное количество названий и терминов.

— Некоторые географию считают слишком сложной и скучной, но это не так, — вступил в разговор восьмиклассник Антон Фень. — Она — одна из самых креативных и универсальных. Она не просто одна из наук, она — наука, изучающая мир в целом. В ней — все: и физика, и математика, и биология, и история, и литература. В ней столько событий и столько ярких личностей! В нее невозможно не влюбиться. И я точно знаю, что этой науке стоит посвятить свою жизнь.

От дискотеки до новых галактик

Практические занятия по робототехнике — универсальный предмет, который проходят все отряды. И физикам, и лирикам эти навыки лишними не будут.

— Робототехникой я увлекся благодаря Леонардо да Винчи, — шутит девятиклассник Артем Журиков. — Четыре года назад учился в школе N 40, там у нас был замечательный преподаватель Eвгений Валерьевич Мороков. Это он нас сподвиг принять участие в проекте, посвященном освоению космоса. Одним из командных конкурсных заданий было построить мост из подручных средств. Нашу конструкцию мы назвали Леонардо да Винчи и заняли второе место. С тех пор конструирование меня затянуло, и я занялся робототехникой. Здесь, в лагере, мы уже придумали и собрали танцующего робота. Eго фишка в том, что он умеет делать фирменные приседания, типа «ку» из фильма «Кин-дза-дза». Конечно, в конструкции есть еще недоработки. Мы их устраняем. Когда-то американские астронавты неправильно рассчитали погодные условия, и их «Челленджер» упал на 73-й секунде полета. Бывает. Но на ошибках учатся. Все.

— А мы своих роботов научили говорить и даже почти петь, — подхватили рассказ Данил Устименко и Илья Горецкий. — Сегодня они будут у нас звездами на вечеринке!

— А может, мы когда-нибудь новых промышленных роботов создадим или новые космические корабли, — поддержал друзей Эдуард Бикчантаев.

— Любое невозможное может стать возможным, для этого надо только больше времени, — уверенно сказал Артем.

Глядя на этих ребят, с этим трудно не согласиться.

***
фото: Артем Журиков и его танцующий робот (на втором плане — Данил Устименко и Илья Горецкий);Виталий и Алексей собирают листья;Симметрию листьев проверяют линейкой;Географы занимаются с картой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта