X

  • 20 Декабрь
  • 2024 года
  • № 141
  • 5640

Смелые шаги резчика Муллаянова

В частном доме в районе ДОКа «Красный Октябрь» живет и работает резчик по дереву Радик Муллаянов. Наш фотокор Галя, проезжая по Комбинатской улице, заметила нехитрую мастерскую, устроенную под легким навесом у калитки одноэтажного деревянного дома.

Мы пришли познакомиться. Резчик встречает нас со скромностью: особо показывать, говорит, нечего. На самом деле, фотографировать можно каждый угол его мастерской, но все это вряд ли поместится на газетной полосе.

В мастерской и за калиткой, ведущей в дом, друг у друга, как говорится, на головах стоят готовые и незаконченные работы: гномы, барашек-копилка, сова, поросенок. На тумбочке около скамейки — подставка для часов в виде водяного. Рядом — незаконченная работа: санитарка с сумкой через плечо.

Заниматься резьбой по дереву Муллаянов начал спонтанно. Заканчивал он лесотехникум, но по совсем другой специальности, и с деревом до двадцати пяти лет не работал.

— Случайно получилось: один человек прямо на моих глазах вырезал вещь из дерева минут за 1012. Я был ошарашен. После этого начал сам к этому продвигаться. Там посмотрел, тут. Потихонечку учился. Потом еще попался мне один мастер с Украины, дал основные навыки. А дальше, можно сказать, сам — в Тюмени мало где можно этому научиться.

— Когда и как вы решили уйти в резчики? — спрашиваю я.

— Когда почувствовал в себе: могу сделать что-то такое. Из ряда вон выходящее, так скажем. Родственники были против: работал бы лучше столяром! Я знаю, что мое дело денег не приносит, но с каждым разом я дальше, дальше двигаюсь.

Сейчас Муллаянов работает над панно для музея кузнечного мастерства. Произведение получается в духе славянского язычества. Сделано уже немало, а работа идет всего второй день: сложного тут — только два лица вырезать, говорит Радик.

Впрочем, эта доска, замечает наш собеседник, «для поддержания штанов». Как и разнообразные скамейки, гномики и другие персонажи. Водяной уедет в Челябинск, самый крупный гном ушел на день рождения профессора медицины. Вообще-то, гномов-грибочков хотели целую компанию, но сейчас мастеру не до этого.

Главная забота — аллея на Мысу, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Заказчик вышел на мастера через центр прикладного творчества и ремесел. Проект включает в себя пять скамеек, входную арку и главный элемент — «стелу со смыслом», как выразился Муллаянов, на которой будет отражен ход войны. Сначала надо смастерить образец, после чего резчик собирается поехать в деревню и недели две работать там.

Eсть одна проблема: у мастера серьезно ухудшилось зрение.

— Чем хорошо вырезать эти грибы — не надо напрягать глаза. Вблизи я почти не вижу, тонкую работу выполнять очень сложно. Это меня держит, сильно держит.

Операция — только в декабре. Но резчик твердо настроен закончить проект. Возможно, это удастся сделать к концу лета.

— Пока все в сыром виде, — говорит Муллаянов, показывая уменьшенный макет стелы, исчерканный шариковой ручкой — его пометками. — Но у меня постоянно мысль работает: что сделать на этих лавочках? Вот это (показывает вырезанный на спинке орден), я считаю, просто. Надо сделать так, чтобы нынешнюю молодежь зацепило. Чтобы до них дошло. А как это сделать — пока для меня темный лес. Хотя мимо стелы однозначно не пройдут. Думаю, в творческом плане это будет смелый шаг.

Сверхидея творчества? Секрет!

— Вы сказали, что с каждой работой продвигаетесь вперед. К чему? Eсть какая-то сверхидея у вашего творчества?

— Eсли и есть, так это секрет, — немного стесняясь, отвечает резчик. — Eсли я вам скажу, это будет уже не идея, а хвастовство. Но есть, конечно. И все мои работы — только ступени для главного рывка.

Легкие задачи уже неинтересны — надо посложнее. Радик давно приготовил чурку — вырезать бюст Высоцкого. По тому, как он об этом говорит, видно, что работа будет для него важной. Но пока не закончена стела, до Высоцкого руки не доходят.

Резьба по дереву — основная и единственная работа, подтверждает Радик. И сразу поправляется: не работа, а призвание. Без энтузиазма и желания ничего бы не вышло. Хорошо, шутит он, что жена это призвание терпит!

— Мы только полтора года женаты. Мы познакомились еще в деревне: мне было 16, ей 14. И тут спустя столько лет встретились на танцах, на День святого Валентина в «Строителе». Как в сказке! Надо же было такому случиться. И она пригласила меня на белый танец. Не знаю, судьба это или как.

. О сверхидее творчества я так и не узнал, зато услышал, что есть еще кое-что важное — передать кому-то свои умения. Ученики приходили, но энтузиастов нет — не встречал ни одного, говорит Муллаянов. В прошлом году занимался с племянниками, показывает фотографии мебели, которую те сделали. Пытались вырезать и зверюшек. Тот поросенок, которого я упомянул в начале текста, оказывается, тоже дело их рук. И вовсе это не поросенок, а незаконченный барашек.

— Пытались сделать такого же, как вон та копилка, — кивает Муллаянов на свою скульптуру. — Не закончили — рогов нет. Можно сделать из него и поросенка.

Можно сделать из барашка поросенка и сделать что угодно из обычного полена, если чувствовать в себе зов и идти вслед за ним.

***
фото: Радик Муллаянов в своей мастерской;«Часовой» водяной;Представитель местной деревянной фауны.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта