Хрустальная чаша здоровья
Марк Курцер, генеральный директор группы компаний «Мать и дитя», провел мастер-класс для тюменских врачей и сложнейшую операцию в перинатальном центре.
Не только в гости к нам
Визит в Тюмень известного врача, члена-корреспондента Российской академии наук, профессора, председателя президиума московского общества акушеров-гинекологов начался с подписания соглашения с правительством Тюменской области о строительстве в Тюмени медицинского центра «Мать и дитя». Этот многопрофильный стационар будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по различным направлениям, включая оперативные малоинвазивные технологии в гинекологии, урологии, общей хирургии и других специальностях.
Деятельность госпиталя будет нацелена на органосохраняющие методики, ориентированные на быструю реабилитацию и сокращение периода нетрудоспособности пациентов. Здесь же будут оказывать и полный спектр медицинской помощи семьям со всеми видами бесплодия.
Строительство клиники начнется на территории Медицинского города в следующем году, открытие намечено на 2019 год, но подготовка кадров для будущей больницы уже началась. Шесть выпускников Тюменского медицинского университета в этом году поедут в Москву для обучения в ординатуре на базе клиник «Мать и дитя».
— Компания очень серьезно занимается подготовкой специалистов, изучением и внедрением новых технологий, создает условия для успешного профессионального и личностного развития медицинских кадров, — подчеркнул губернатор области Владимир Якушев. — Медицинская школа и подготовленные кадры — необходимые условия для развития любой клиники.
По мнению Марка Курцера, открытие в Тюмени этой многопрофильной клиники скажется в целом на качестве оказания медицинской помощи в городе и области.
Вместе разобраться в сложном
После подписания соглашения Курцера ждали в ТОГИРРО, где собрались лучшие тюменские врачи, чтобы разобрать с ним случаи из практики, узнать, какую тактику лечения он выбирает при возникновении осложнений после кесарева сечения.
Но свою лекцию Марк Курцер начал совсем не с медицинских «страшилок».
— Демографы нас не первый год пугают, что мы находимся в демографической яме, а количество родов с каждым годом все увеличивается. То ли миграция растет, то ли медицина становится сильнее, то ли женщины перестали бояться рожать, — пошутил он.
Та же статистика утверждает, что за 12 лет количество септических осложнений после проведенных хирургических вмешательств в акушерстве и гинекологии, например, в Москве, сократилось в два раза. Причину этой тенденции он видит не только в росте профессионализма врачей, но и в росте культуры пациентов — это вещи взаимосвязанные.
Марк Курцер высказал точку зрения и по поводу другой общероссийской тенденции: в роддомах все чаще прибегают к операции кесарева сечения. Всегда ли это оперативное вмешательство необходимо? По его мнению, часто происходит «подмена акушерской медицины оперативной активностью». К тому же, эта операция, как и любая другая, может привести к осложнениям. Причем, развиваться они могут стремительно, и врачи часто опаздывают с правильной диагностикой. И бывает, что в условиях цейтнота принимают решение и вовсе орган удалить. В клинике «Мать и дитя» такого развития ситуации всегда стараются избежать.
— Каким бы ни было кесарево сечение — экстренным или плановым — простым оно не бывает, — подчеркнул врач. — И, выбирая этот метод, необходимо тщательно взвесить все за и против. К матке надо относиться как к хрустальной чаше. И всегда стремиться ее сохранить. Хирург же не удаляет сердце в случае инфаркта миокарда. Пациентка не виновата, если мы предложили сделать ей кесарево, а потом что-то пошло не так.
— Но это значит, что врач берет на себя ответственность и выходит за рамки нормативов, — сказал кто-то из зала.
— Врач всегда берет на себя повышенную ответственность, — ответил Марк Курцер. — Это его работа.
Красивая работа
Как может действовать хирург в сложнейшей ситуации, профессор продемонстрировал на следующий день специалистам перинатального центра.
Анамнеза болезни пациентки мы не знали, но даже абсолютно ничего не смыслящие в медицине поняли бы, насколько серьезна была ситуация, если бы увидели, как извлекали ребенка (он, кстати, сразу, как и полагается, закричал) и что дальше пришлось предпринимать операционной бригаде.
Человеку, незнакомому с хирургией в этой области, наблюдать за манипуляциями на внутренних органах крайне тяжело. Мы с фотографом Галей первые несколько минут с трудом могли смотреть на экран. Большим шоком для нас стала сама методика проведения операции. Мы до этого не знали, что вывих бывает не только на суставе, но и на матке, ее специально извлекают из мышечной полости, чтобы удобнее и менее травматично выполнять на ней хирургические манипуляции. Проще говоря, этот мышечный мешочек в данном случае оказался не гладким и круглым, как мячик, а неровным и бугристым. Эти внутренние наросты и требовалось ликвидировать. В процессе операции их удалили три, причем, первый был такого размера, что напоминал небольшой детский мяч. Глядя на это образование, оставалось только удивляться, как при таких неблагоприятных условиях вообще могла «завязаться» беременность. Видимо, только вопреки. Задача врачей в этой ситуации — отсечь ненужное и сохранить орган. Ведь пациентка была еще достаточно молода.
На швы, которые накладывали хирурги, можно было даже любоваться. Сама роженица их никогда не увидит — ее штопали изнутри. Этот процесс, действительно, чем-то напоминал шнуровку футбольного мяча. Техника та же, только процесс тоньше. Часть швов накладывал сам Марк Курцер, часть — ассистировавшая ему Татьяна Eрбактанова, заместитель главного врача по акушерству и гинекологии перинатального центра.
— Татьяна Александровна, наверно, еще и крестиком вышивать умеет? — пошутил кто-то из врачей в зале, наблюдавший операцию по видеотрансляции (в процессе они могли даже вести диалог с хирургами, задавать вопросы).
— Да, у нее дома даже картины висят, — ответили ее коллеги.
. Через полтора часа Марк Курцер сказал: «Ну, вот, вроде все получилось. Понравился шов, коллеги?» . Операционную бригаду врачи встретили аплодисментами. А Марк Курцер, в свою очередь, похвалил тюменский роддом, оснащение операционной, сам операционный стол, качество хирургического инструмента и обезболивающих. И обещал скоро снова приехать в Тюмень.
***
фото: Марк Курцер перед операцией;Тюменские врачи наблюдают за ходом работы;Татьяна Ербактанова, Марк Курцер, Елена Данелия, заведующая операционно-родовым отделением.