X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Давайте сбегаем в завтрашний день

С тех пор, как мы начали делать программу «Многоликая Тюмень», мы представили читателю город в разных видах и ипостасях. Праздник стучит в наши двери. Сегодня мы постараемся показать Тюмень во времени, подняться на несколько ступенек, чтобы увидеть будущее. Управлять воображаемой машиной времени мы попросим главу администрации города Александра Моора, которому даже по долгу службы положено знать то, о чем журналисты еще не говорят и тем более не пишут. Мы даже уверены, что Александр Викторович способен увидеть, каким будет наш город, например, в 2030 году.

Наша судьба — агломерация

А. Моор: — Видимо, вы считаете, что моя фамилия — Нострадамус? Нет? Тогда начнем с того, что можно прогнозировать с определенной степенью уверенности. С развития города как агломерации. Это слово сейчас используется в обиходе, но законодательно пока никак не определено, до сих пор все оперируют понятиями «муниципальное образование», «субъект федерации». Впервые мы задумались об этом термине, когда стали перед необходимостью разработки стратегии развития Тюменской области и в ее рамках — стратегии развития муниципального образования. И появилось устойчивое ощущение, что разрабатывать стратегию развития города Тюмени в границах муниципального образования и стратегию развития Тюменского района как муниципального образования с учетом сложившейся транспортной инфраструктуры и маятниковых миграций между нашими населенными пунктами в отрыве одна от другой — не очень логично. Не может ведь быть до границы — одна стратегия, после границы — другая. Тем более что крупные города, в основном, города-миллионники, уже имеют опыт разработки стратегии агломерации. И это совсем не далекое будущее, что мы и Тюмень будем рассматривать как агломерацию, которая постепенно втягивает в свою орбиту в целом весь Тюменский район.

Одна из очевидных перспектив развития — в сторону Винзилей до Богандинки. Два индустриальных парка там построят, и границы между Тюменью и поселком Боровский размоются. Это будет единый организм, развивающийся по совместным законам. Возможно, будут совсем другие механизмы выработки совместных стратегий сразу нескольких муниципальных образований.

Очевидно и динамичное развитие направления на Червишево, где в будущем сформируется медицинско-оздоровительный кластер. Он уже имеет очертания: санатории «Сибирь», «Тараскуль». Плюс Медицинский город, который будет активно развиваться. Плюс центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири». Мы будем его и дальше развивать, несмотря на временные трудности взаимоотношений с МОКом. Все вернется на круги своя. Наш центр — один из лучших в мире. Это в любом случае — связка с городом.

В северном направлении город развивается, может, в меньшей степени, но надо учитывать активное индивидуальное строительство в Тюменском районе. Значит, и здесь установится более тесная связка с городом. Логично, развивая, например, транспортную инфраструктуру, планировать ее и с учетом этих потоков. С точки зрения социальной сферы надо понимать, что и где надо строить с учетом организации движения людей.

В рамках наших границ город и так растет. Полгода прошло — естественный прирост по расчетам — 4000, плюс миграционный — в целом 11 тысяч населения. То есть 20 тысяч в год мы предоставим.

Процесс урбанизации — хотим или не хотим — общемировая тенденция, рост городов и городских агломераций. Мы с Шанхаем и Токио, конечно, не тягаемся. Но если хотим, чтобы наш город был динамичным, молодым, то не должны проигрывать в урбанизации.

Лет пять назад проводилось исследование Всемирного банка: перспективы 600 городов мира до 2025 года. В список попали пять городов, в том числе и Тюмень.

— Идея Тюмени-города-миллион-ника, как видим, витает не только в перинатальном центре. В чем же мы — миллионник, а в чем еще нет?

— Формально, по численности населения, еще не миллионник, но по потенциалу — уже да. Один из первых инвесторов — компания «Метро», которая пришла в город в 2004 году, придерживается правила открывать новые точки только в городах-миллионниках. Они построили магазин у нас, и он стал давать больше прибыли, чем в других, более крупных городах. Динамика нашего развития уже подходит под миллионник. Поэтому многие компании сюда и двигаются.

Дороги, дома, этажи

— Мы только осмотрелись на первой ступеньке, но перескочили сразу на вторую. Давайте возвратимся к близким перспективам?

— В ближайшие три года мы замкнем вокруг Тюмени дорожно-транспортное кольцо. За этим потянется остальное. Даст возможность гибко перенастроить систему общественного транспорта, чтобы ездить на работу на нем было удобней. Но сегодня улично-дорожная сеть не позволяет сделать сетку маршрутов такой. Но как только мы создадим эту сеть, то сможем создать и более эффективную сеть маршрутов. Это потребует, конечно, технических изменений. Но мы же говорим о будущем?

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры определит и развитие территорий застройки. На ближайшие три года мы понимаем, где и что будет строиться. Это все, что по карте на юг, — за объездную дорогу: район Патрушева, Ожогина и по объездной до аэропорта Плеханово. Все эти участки уже расторгованы, все земли переданы. Строгие сроки по освоению — пять лет.

— Как будут двигаться транспортные потоки, когда появится это кольцо?

— В 2008 году в Тюмени изучали, в частности, сколько человек тратит в день на дорогу, на какое расстояние перемещается. Тогда показатель был 4,4 км — столько в среднем автомобилист проезжал по городу. И сейчас потребуется такая же математическая модель, когда завершим строительство обхода, более-менее понятный каркас сформируем. В проектировании еще несколько развязок. Все можно будет обсчитать в компьютерной модели — изменения потоков с учетом застраиваемых территорий. Это хорошая интеллектуальная задача, и, надеюсь, мы сможем с ней справиться. Потом можно будет переходить и к разработке сети общественных маршрутов.

— Мы будем строить город только в высоту?

— Строить будем по-разному. Большой земельный участок ТДСК будет застраивать от объездной до Патрушева — дома разной высотности. Ближе к объездной — повыше, а далее до трех этажей. Микрорайоны «Апрель» и «Ожогино» — в документации определено, что до 4-х этажей. Между «Апрелем» и «Ожогино» располагается Медицинский центр. Там еще остался участок, мы думаем, как эту территорию застолбить под среднеэтажную застройку. Дальше — Плеханово — высотная застройка, потому что там микрорайон уже застроен.

Мое личное мнение — наиболее комфортная застройка — пять этажей. Ганновер примерно такой же, как Тюмень, и он совсем не высокий. Хотя земли у них значительно меньше. Почему там не строят повыше и поплотнее? Отвечают, что это их принципиальная позиция. Вопрос не только комфорта, но и безопасности. Он стоит на первом месте, даже если инженерные коммуникации при этом будут дороже.

— А экономика строительства?

— Сильно высотные дома — 2530 этажей — становятся дороже. С точки зрения организации производства работ проще строить единый объект, но если научимся мыслить не до окончания постройки, а на весь цикл жизни здания, и учитывать все эксплуатационные затраты и уровень комфорта, тогда эта пирамида поменяется. Может, и будет чуть дороже вначале, но в итоге — более эффективно.

— Будет ли застраиваться левый берег реки?

— Этот проект уже проходит экспертизу. На всем протяжении Туры в пределах города, напротив уже существующей набережной на правом берегу, — ее построят и на левом: от улицы Щербакова до моста по улице Челюскинцев.

— А сама Тура с такими планами согласна? Этой весной она зашла даже на высокую набережную.

— Среднегодовые величины уровня подъема воды в Туре — 6,60 метра. В этом году у нас был третий результат за все время наблюдений. Вода уйдет, почистим.

— Eсть еще одна вечная проблема — качество дорог. Почему так быстро накатывается колея на дорогах? Может, надо ужесточать нормативы для подрядчиков?

— После укладки нового асфальта мы уже год выполняем ежемесячные замеры. Графики говорят о том, что колейность проявляется в зимние месяцы, летом она стабильная, начинает углубляться только следующей зимой. Вывод очевиден: колея формируется за счет шипов. Eсли бы мы использовали нешипованную резину, как в Eвропе, то износ дорожного полотна был бы меньше. Eсть проблемы и в строительстве дорог.

Действующие ГОСТы, которые определяют требования к дорожному покрытию, не менялись с советских времен, и поэтому нет стимулов придумывать что-то новое. Eсли бы ГОСТы сделали более жесткими — появился бы и стимул для новых разработок. Кардинально решить эту задачу могут только контракты «жизненного цикла», которые активно используются в Eвропе. Подрядчик заключает контракт на весь жизненный цикл дороги, соответственно, часть денег получает за ее строительство, остальное — равномерно за весь период эксплуатации. Сделал плохо — будешь больше тратить денег на эксплуатацию. Хорошо — получишь прибыль. Сейчас и у нас федеральные дороги пытаются по этим контрактам строить. Но возникает вопрос: есть компании с большой историей, а есть — начинающие. У кого больше гарантий, что они весь цикл просуществуют, а не исчезнут и власть окажется с этой дорогой один на один.

Внутригородские мигранты

— Давайте посмотрим на баланс территорий с другой стороны. Нет ли возможности у городской власти повлиять на то, чтобы не все съезжались в центр, а оптом ехали домой обратно?

— Мы говорим о том, чтобы в компактных районах проживания был баланс проживающих и работающих, чтобы миграция по городу была как можно меньше. Это долгосрочная и очень непростая задача. Eе удобней, конечно, решать с чистого листа, проектировать целыми районами.

В новых районах мы стараемся, чтобы социальная инфраструктура быстрее догоняла жилищное строительство. Чтобы с утра не было необходимости, хотя бы, возить детей в детский сад или школу. Но и это не всегда получается. С точки зрения рабочих мест такого баланса, конечно, не получается.

Чтобы снизить активность таких внутригородских миграционных потоков, более правильное решение — развивать рынок арендного жилья. Это долгосрочная программа, и надеюсь, что законодательство изменится, и мы начнем строить наемное жилье. На уровне федерации концепцию правительства области понимают и одобряют, но необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Тогда каждый человек сможет сам для себя легко решать, где жить. Eсли примут необходимые изменения в законодательстве, то развивать рынок арендного жилья мы сможем быстро.

Но это наемное жилье будет государственным, то есть муниципальным. Инвестор не сможет продавать квартиры. Там будут определенные гарантии того, что ты проживаешь и не входишь в отношения с частником, который тебя из этого арендного жилья может выгнать. Такие арендные дома дают больше гарантий тем, кто арендует жилье. Но нас долго приучали быть собственниками, входить в ипотеку, но собственник жилья должен нести бремя его содержания: затрат на капремонт. И когда начинаешь взвешивать, должен решать сам: если ты молодой и мобильный, сегодня ты здесь, завтра — там, у тебя всегда есть возможность найма жилья в нужном районе города. Каждый выбирает для себя свою жизненную стратегию. Главное, должен быть выбор. А квартира в собственности, в ипотеке — как ядро на ноге: имеешь, но поменять не можешь.

— Поменять ментальность это лет сто.

— Мы с вами и говорим про перспективу.

Нихао, туристы!

— Во всем мире идет битва за туристов. Может ли Тюмень поставить себе целью стать туристическим городом? Eсть ли нам что предложить в этой сфере?

— Туристы это не только те, кто приезжает посмотреть на историю. Туризм есть и деловой, и медицинский. Думаю, что по завершении проекта, связанного с медицинским кластером, мы можем серьезно претендовать на развитие медицинского туризма. Конечно, рынок медицинского туризма высоко конкурентный, но это будет турист постоянный и платежеспособный.

Хороший потенциал у нас в развитии событийного спортивного туризма. Первая задача — развивать туризм из ближайших регионов. Мы должны ориентироваться, в основном, на наших сограждан. И все-таки самая большая страна, которая поставляет туристов во всем мире, — Китай. По итогам 2015 года 100 млн китайцев выезжало за пределы страны. В перспективе 2020 года это будет почти 300 млн человек. Учитывая традиционно хорошие, дружеские отношения между нашими странами, и нам можно рассчитывать на этот большой туристический рынок, который заполонил весь мир.

Из 300 млн китайцев, даже если какую-то их часть мы заведем в Тюмень, это может серьезно продвинуть нашу туристическую отрасль. Но они — очень требовательные туристы. Но если есть спрос, надо формировать и предложение. Нельзя сказать: «У нас все так здорово, идите к нам». Надо идти к ним и туристические продукты предлагать. С точки зрения туризма и у Тюмени, и у Тюменской области — высокий потенциал.

— А каким будет тюменский спорт в будущем? Построят ли новые спортивные сооружения? Будут ли культивировать новые виды спорта?

— Каких-то особых фантастических прогнозов нет, но с развитием всего города будем проектировать и строить новые спортивные сооружения.

В целях эффективности использования земельных ресурсов и затрат на строительство, в будущем мы придем к тому, чтобы спортивные залы в новых школах становились образовательно-спортивными центрами микрорайонов. С точки зрения планировки можно сделать так, чтобы образовательный, спортивный и культурный блоки могли работать и вместе, и автономно. А то построим школу, и все руки никак не доходят построить спортивный объект.

Нарисуем — будем жить

— А как видится вам Тюмень с самой высокой временной ступеньки. Что там можно предположить самое фантастическое?

— В книгах «Физика будущего» и «Физика невозможного» Митио Каку (это американский ученый японского происхождения, специалист в области теоретической физики) есть прогнозы, составленные на опросах ученых, о том, какие технологии будут реализованы в будущем. Он делает три этапа таких прогнозов — до 2020 года (то, что сейчас изобретено и проходит опытную эксплуатацию), до 2050 и до 2100 года — совсем вольный прогноз. Позволим и мы себе пофантазировать, например, про электротранспорт. Сейчас самый быстрорастущий рынок продаж автомобилей — электромобили. Причем, самый быстро растущий рынок в этом направлении — рынок Китая: он увеличивается на 51% в год. Вообще, говорят, что к 2030 году 70% всех автомобилей в мире будут электро. Все технологии найдены, еще несколько лет, и они станут дешевыми.

Кроме того, сегодня самым слабым звеном автомобиля становится водитель. Все остальные системы автоматизируются, действуют по четким алгоритмам, но спрогнозировать поведение водителя невозможно. Поэтому, чтобы дороги были безопасными, требуется автопилот. В книгах Митио Каку был такой прогноз: в программах военных США к 2015 году треть всех военных автомобилей должны быть с автопилотами. И так совпало, что и наш КАМАЗ уже приступил к испытаниям автомобилей с автопилотом.

Сегодня уже идут испытания таких машин. Вопрос только в оттачивании технологий и создании необходимой инфраструктуры дорог. Представьте только идеальную картинку, что аварий на дорогах по вине человека вообще не будет. И это уже не какая-то безумная фантастика, а мировой тренд.

— А какое новое качество жизни это нам даст?

— Мы говорили об экологии и транспорте как основном загрязняющем воздух факторе. И чем больше его становится, тем больше влияние на чистоту воздуха — это факт. При переходе на электричество мы в принципе эту проблему решаем.

Привычными станут и технологии 3D. В Китае дома уже печатают на таких принтерах. Принципиально изменятся технологии строительства жилья. Скоро будут печатать и органы. То, что связано с технологиями лечения в медицине, технологиями сбережения здоровья, диагностики, принципиально может изменить схему работы наших медучреждений. Дорогостоящие и громоздкие приборы будут существенно уменьшены, даже МРТ. Со временем все эти функции возьмет на себя мобильный телефон. Даже МРТ можно будет сделать с помощью мобильника. Технологии, по мнению Митио Каку, могут дойти до того, что ходить в медицинские учреждения будет не нужно… Технологии, о которых мы можем сегодня только догадываться, — не фантастическое будущее, а вполне реальное. Кстати, в прошлом году несколько вузов делали прогноз по специальностям до 2020 года и дальше. Прогноз умирающих специальностей и тех, которые могут еще только возникнуть. Интересная профессия, которая станет, по прогнозам, востребована в будущем — сити-фермер, специалист по выращиванию всего в городских условиях: на крышах и фасадов домов, например.

Курьер: — Последний вопрос: ваше отношение к Тюмени меняется?

А. Моор: — Я ее все больше и больше люблю.

***
фото: Вот так выглядит тюменская лестница, о которой рассказал Александр Моор.;;;;;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта