Роскошь на арене и под куполом
Премьерные спектакли циркового шоу «Баронеты» собрали рекордное количество зрителей.
— Смотри-ка, куда растянулся хвост, — удивлялись горожане, которые стояли в длинной веренице людей перед центральным входом в цирк. Очередь, действительно, выстроилась аж до перекрестка улиц Первомайской и Герцена. Приходили целыми семьями и даже поколениями — от бабушек до внуков.
В итоге перед началом представления стало ясно, что все сектора зала, даже не самые удобные для обзора, заполнены до отказа. Так бывает далеко не на всех цирковых представлениях. У тюменского зрителя чутье на хорошие программы.
Радостный, сверкающий шатер
Королевский цирк Гии Эрадзе постарался с первых минут не просто удивить публику. Костюмы артистов и сама постановка парада-алле были достойны лучших мюзик-холлов. Блестяще, ярко, феерично. Арена превратилась то ли в яркий цирковой шатер, то ли в сияющую огнями праздничную карусель, которая по всем законам жанра сразу взяла зрителей в оборот и как талантливый гипнотизер приковала к себе внимание. Градус восторга добавили клоуны, бросив в публику огромные надувные шары. Такой прием общения со зрительным залом обычно используют во второй половине представления, но в этой программе его пустили в ход сразу, чтобы окончательно завладеть вниманием публики, оторвать ее от будничной суеты и утянуть в иные, цирковые миры.
Картины происходящего менялись так стремительно, что грань между окончанием парада-алле и первым номером оказалась почти незаметной. Одно переключение света, и вместо мягких игрушек-далматинцев на тумбах сидят настоящие черно-белые собаки, а их красоту, как опушку на королевской мантии, подчеркивают белые, пушистые и добродушные самоеды. И если кто-то раньше думал, что далматинцы не отличаются особым умом и сообразительностью, то Eкатерина Запашная в своем «Дог-шоу» смогла доказать обратное. Перед ней четвероногие разных пород не только ходили на задних лапках и выполняли малейшее ее пожелание, но даже по парам прыгали вместе с ней через скакалку и бесстрашно, как заправские служебные псы, взбирались на крутую трехметровую лестницу, чтобы почти с детским восторгом и повизгиванием с нее скатиться.
Мгновенная смена декораций (такая молниеносная и слаженная работа униформистов тоже, кстати, показатель высокого уровня цирковой труппы), и вместо одних звезд перед зрителем предстают другие. Только уже не на арене, а под куполом цирка. И уже не поймешь: звезды — это создания облачные, блестящие, эфемерные или реальные. Они то взмывают под самый купол, то спускаются вниз, используя сложнейшие закрутки и имитируя резкие обрывы-падения. Солистка номера Татьяна Махортова создавала сложнейшие «оригами» из послушных ей белоснежных полотен.
Монохромное начало вечера резко сменилось буйством красок цыганского табора. Костюмам артистов этого аттракциона, наверно, позавидовали бы не только самые богатые ромалы, но и танцоры ансамбля «Березка». Роскошные юбки покроя солнце на артистках кордебалета завораживали взгляд не меньше, чем движения плаща тореадора. Чудеса дрессуры демонстрировали и бурые медведи Eкатерины и Алексея Плотниковых. Мишки ходили на передних и задних лапах, кувыркались, танцевали, сами себе аплодировали и были вполне органичны в таком буйстве красок жизни. Этот номер стал обладателем «Серебряного слона» на XIII московском международном фестивале циркового искусства. А какую страстную и яркую цыганскую любовь показали в своем мини-спектакле наездник Юрий Володченков и артистка Авелина Квасова! Их дуэт (точнее, трио, если считать лошадь) вызвал шквал аплодисментов зрителей. И первые крики «Браво!»
Бесконечное цунами впечатлений
После шести номеров казалось: эмоций уже испытано столько, что сил на их бурное выражение не осталось. Но артисты испытывали зрителей на прочность. Смогут ли они еще удивляться?
Зал ахнул, когда на арене появился белоснежный, воздушный, похожий на платье невесты ковер, а в его центре него переливался бесчисленными гранями зеркальный шар. Картина «Девочка на шаре» была бы, наверно, бледным подобием того великолепия, которое продемонстрировала в этом номере с элементами эквилибра Татьяна Махортова.
Заиграл вальс из «Щелкунчика» и это явление из пены морской превратилось во дворец Снежной королевы. Героями ожившей сказки про Кая и Герду стал и настоящий лесной олень-марал, и северный олень, и арктические лисы — очень редкие, уникальные гости в мире дрессуры.
Северное дуновение сменилось жаром аравийской пустыни и экзотикой персидских дворцов в номере Константина Растегаева и Eкатерины Запашной «В гостях у шейха». Только караваны верблюдов здесь не тянулись унылой вереницей, а выписывали на арене па, достойные лучших восточных танцовщиц.
После такого обилия впечатлений несправедливо было бы сказать, что самое интересное зрителей ждало во втором отделении. Хотя именно по такому принципу обычно строятся цирковые программы. Но «Баронеты» — особая программа, это, действительно, шоу международного уровня. Не зря его артисты собрали уже девять цирковых высших наград самых престижных фестивалей.
Цирк — на бис
Дрессированных хищников тюменцы видели немало. Пожалуй, без них не обходится почти ни одна цирковая программа. Но трюков, которые выполняют тигры у Натальи и Андрея Широкаловых на тюменской арене не исполнял еще никто и никогда. Видели ли вы когда-нибудь тигра, который ходит на задних лапах, как маленькая собачка? Eсли нет, то только ради этого стоит номер «Баронеты» посмотреть.
А если вас больше прельщает красота и способности человеческого тела, а не тигриного, то на закуску в представлении — выступление силовой пары Геворга и Андраника Варданян в аттракционе «Шахматы». Выражение «быть друг с другом на ножах» в нем приобретает совсем другое значение. Красотой постановки этого номера и уникальностью силовых трюков в нем нельзя не восхититься.
. Три часа пролетели почти незаметно. Да, усталость от обилия впечатлений чувствовалась, но она была приятной. И, пожалуй, впервые я видела, чтобы зрители после окончания представления не спешили уходить. Артистам хлопали стоя, как на концертах мировых звезд. Жаль, что в цирке не бывает выступлений на бис.
***
фото: Номер «Зимняя сказка» Татьяны Сидоренко и Николая Исаева;Екатерина Запашная и ее далматинцы;Татьяна Махортова;Юрий Володченков;На арене Андрей Широкалов и тигр;Номер Шахматы Геворга и Андраника Варданян.