История в музыкальном диапазоне
Интерес горожан к музейным экспозициям растет. В День города, например, в музее «Дом Машарова» был настоящий аншлаг — более 200 посетителей пришли на постоянно действующую выставку «Семейный альбом».
С многотысячными очередями на московские выставки наши рекорды, конечно, не сравнятся, но, откровенно говоря, там статистику делают не только москвичи, но и гости города. В любой туристической программе посещение музеев — один из обязательных пунктов. Поэтому и отношение к экспозициям в крупных городах меняется. Весомая доля консерватизма в оформлении стендов, например, исторической тематики остается, но начинают внедрять и современные технологии. Конечно, переоборудование и переориентирование на новые формы работы требуют времени и денег, но сама цель — сохранение памяти, воспитание интереса к героям твоей малой или большой родины — стоит того.
Нужна ли музыка в быту?
Музей «Дом Машарова» расположен в каменном одноэтажном особняке, памятнике архитектуры конца XIX — начала XX вв. и находится на пересечении бывших улиц Спасской и Полицейской (ныне Ленина и Тургенева). Когда-то эта усадьба принадлежала известному тюменскому промышленнику, владельцу чугунолитейного завода Николаю Дмитриевичу Машарову. В семи комнатах его дома и располагается сейчас постоянная музейная экспозиция «Семейный альбом». Подлинное убранство комнат этой купеческой семьи не сохранилось, но без изменения остались полотна дверей, декор печей, лепнина потолка, а обстановку воссоздавали по предметам быта, которые были характерны для той эпохи и могли находиться не в этой, так в другой такой же семье. Главное, сохранен сам дух времени, создана теплая семейная обстановка, непременным атрибутом которой была музыка. Не та, которая собирает стадионы, а тихая, душевная. Камерная. В этом пристрастии тюменские семьи не были, возможно, какими-то особенными, но у них дома хранились музыкальные инструменты, которые теперь представляют особую ценность как для искусствоведов, так и для простых посетителей.
Из семи комнат экспозиции «Семейный альбом» с музыкальной точки зрения интерес представляют парадный зал и гостиная. В зале гостей встречает удивительной красоты и изящества отделки старинное черное пианино, изготовленное на фабрике роялей Карла Гетце в Санкт-Петербурге. Eго подарила музею Лариса Мухачева, дальняя родственница известного немецкого пианиста и владельца одноименной фабрики. Путь инструмента в Тюмень был непростым — к нам оно прибыло из Калуги, где последнее время проживали потомки Карла Гетце. Но пианино им оказалось не нужно, выбрасывать было жалко, и они обратились к Ларисе Мухачевой, а та, в свою очередь, передала инструмент музею. Вместе с пианино в Тюмень приехал и старинный сервиз, принадлежавший семье музыканта.
Инструмент для связи поколений
Но самое богатое музыкальное прошлое — у гостиной. Когда-то в таких комнатах собирались гости, устраивались музыкальные вечера. Поэтому центром экспозиции здесь не случайно является рояль, изготовленный в 1858 году фирмой «F.MUHLBACH» в Петербурге. Инструмент до сих пор в рабочем состоянии. На нем даже разрешают играть посетителям — ученикам и выпускникам музыкальных школ города. Eго звучание становится и украшением творческих вечеров, которые проводятся в музее. Правда, по словам Ольги Береговой, директора музея «Дом Машарова», инструмент быстро расстраивается и требует к себе постоянного внимания специалистов-настройщиков.
Уникальным экспонатом гостиной является и двухгрифовая гитара, которая принадлежала выдающемуся тюменскому гитаристу и книгоиздателю Алексею Афромееву.
Необычный внешний вид инструмента, по словам Ольги Береговой, однажды привел к курьезному случаю во время одной из экскурсий. «Смотри, внучок, это — двуствольная гитара», — сказала бабушка внуку, показывая на инструмент.
— Гитара эта, действительно, уникальная, — считает Михаил Яблоков, лауреат международных конкурсов, преподаватель Тюменского института культуры, — она воспроизводит полный диапазон звуков, как фортепиано. Eе создал венский мастер конца XIX — начала XX веков, о чем свидетельствует поставленное клеймо. Уникальны и сам материал, и технология, по которой она изготовлена. Дека выполнена их цельного куска дерева, которому, по примерным оценкам, должно быть около 400 лет. И купол резонирующей поверхности у нее не плоский, а выгнутый, как у скрипки. Струны раньше стояли жильные или шелковые. Но даже с современными металлическими она сохранила в меру мягкий, в меру громкий и проникающий звук. Гитарного ширпотреба в те времена не делали. Настоящая музыкальная тюменская жемчужина.
Этот достаточно редкий в музыкальном мире экспонат однажды даже был представлен в экспозиции московского музея имени Глинки.
При всех технических возможностях современного производства в мире пока так и не появилось новых Страдивари или Гварнери. По мнению Михаила Яблокова, к этим музыкальным образцам приблизиться можно, но повторить их нельзя. И нам можно гордиться таким инструментом и тем, что в нашем городе жил великий пропагандист гитарной музыки Алексей Афромеев, который в своих музыкальных журналах, единственных тогда в России, издал почти весь репертуар нот для гитары.
***
фото: Михаил Яблоков с гитарой Афромеева;Струны рояля;Ольга Берегова за инструментом.