X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пора учиться выбирать сложное

ТюмГУ в этом году впервые вел прием документов на магистерскую программу по специальности «Концептуальный инжиниринг».

Концепция развития образования, в том числе и высшего, — одна из самых обсуждаемых тем. Не только потому, что претензии к этой сфере всегда есть, но и потому, что при всем своем консерватизме она требует если не революционных, то существенных эволюционных изменений. Образования как простой суммы знаний — недостаточно. Современной экономике требуются творцы новой формации — люди, способные создавать инновационные технологии, проектировать комплексные системы, разрабатывать эффективные концепции. Под запросы времени подстраивается и высшее образование. В чем суть перестройки при подготовке, например, будущих нефтяников, рассказал Константин Федоров, директор физико-технического института ТюмГУ, профессор, куратор нового направления «Концептуальный инжиниринг».

— Современная нефтяная отрасль требует новых подходов к разработке потенциальных месторождений. Углеводороды есть, но многие из них практически невозможно извлечь при помощи существующих технологий. Надо менять подходы к разработке месторождений. Доказано, например, что в Карском и море Лаптевых — большие запасы углеводородов, но как их добывать, пока не знают. Чтобы принять взвешенное решение, надо изучить экономику, технологии разработки, предусмотреть обустройство местности, рассчитать социально-экономические и экологические аспекты. Например, компания «Тоталь» принципиально отказалась от разработки месторождений в Арктике, так как не существует технологий по ликвидации разливов нефти в этих условиях.

Классической системы вузовской подготовки в этом направлении недостаточно, необходима иная модель инженерного образования — концептуальный инжиниринг. Выпускники этого направления будут не только инженерами, но и аналитиками, обладающими навыками креативного, системного и критического мышления, способными создавать концепции, внедрять интеллектуальные системы, управлять рисками, вести переговоры.

— Почему этим направлением занялся именно ТюмГУ?

— Для эффективного освоения новых технологий, программных средств и высокоинтеллектуальных продуктов необходима хорошая физико-математическая подготовка. Не случайно в этом году по всей России прием документов в вузы на физико-математические специальности впервые опередил такие направления как юриспруденция и менеджмент.

Концептуальный инжиниринг требует большого набора мультидисциплинарных, а не только технических предметов, таких как умение работать в команде, конфликтология, стратегическое управление. Требуется и другой подход к изучению иностранных языков. Все мануальные инструкции и рекомендации сейчас пишутся, как правило, на английском языке. Зачастую их перевод с точки зрения технической корректности — безобразный. Знание особенностей техперевода — ключевое требование, без него далеко в специальности не продвинешься.

— Курс изучения математики на специальности «Концептуальный инжиниринг» отличается от обычного?

— Это математика, позволяющая понять, как работают современная техника и технологии. Например, на технических факультетах до сих пор изучаются сопромат и начертательная геометрия. Во всем мире это место заняло 3Dконструирование. Это не классическое черчение с кульманами, а математическое моделирование, для которого нужны хорошие математические и физические расчеты.

— То есть на такую специальность нужны не просто технари, а люди с творческим мышлением?

— Многие открытия происходят на стыке наук, но гуманитарии, к сожалению, нам не подойдут. Чтобы поступить на эту магистерскую программу, необходимо иметь базовое инженерное образование. Но многое решается на собеседовании. Нам интересно, с какими настроениями идут абитуриенты, с какими амбициями, кем они видят себя, например, через 10 лет. Хороший современный инженер должен быть не просто «солдатом». Чем выше он ставит для себя планку профессиональных достижений, тем большего добьется. По крайней мере, будет стремиться идти вперед.

Высокий интерес к этой специальности проявляют выпускники из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Как минимум пятерых из них мы могли бы принять даже без вступительных испытаний. Все они — выпускники МГУ и его филиалов. И не собираются останавливаться на магистратуре, планируют дальше продолжать образование, не в научной, а в практической плоскости.

— А с современными Циолковскими вы на собеседованиях встречались?

— Партнерами этой программы являются такие компании как «Газпромнефть», «Шлюмберже». Их интересуют креативные специалисты, способные решать задачи, на которые сегодня у промышленности ответа нет. Им нужны новые Циолковские в экономике. Ради тех десяти процентов выпускников, которые смогут потом перестроить всю промышленность, нефтяную или газовую индустрию, и стоит работать.

— Креативность таких специалистов видна на собеседовании или ее надо воспитывать?

— Можно дать ей развиться. Должны быть как данность определенные мозги. Просто долбить знаниями — эффекта не даст. Мы должны ставить перед студентами нерешенные задачи, предлагать им еще не реализованные проекты.

Всем сейчас нужны люди, способные широко мыслить. Их мало. И не только у нас. За границей начали бить тревогу по этому поводу еще в 90-х годах. Во всем мире молодежь хочет получать чистые и красивые специальности.

— А как сделать нефтянку интересной для креативной и талантливой молодежи?

— Надо популяризировать математику и физику еще со школы, чтобы подростки загорелись и пошли в эту отрасль. У молодежи сейчас масса возможностей. Мир требует открытых людей. Важно иметь хорошее образование, быть мобильным. Eсли молодой человек профессионально мотивирован, социально адаптирован, с хорошим знанием английского языка, то спектр возможностей его трудоустройства будет очень широким.

Все компании, в том числе и иностранные, заинтересованы в талантливых и знающих людях. Проблема в другом. За рубежом студенты стараются выбирать самые сложные направления в обучении. У нас же многие предпочитают выбирать те, где учиться полегче. Вот когда мы научимся выбирать сложное, когда молодой человек поймет, что чем интенсивнее он учится сейчас, тем лучше у него будет будущее — вот тогда и наступит коренная перестройка высшего образования.

***
фото: В центре прототипирования технопарка уже работают инженеры нового поколения;Константин Федоров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта