Запольная: взгляд через плечо
В течение последних нескольких лет взгляд журналистов нашей газеты на пробивку Запольной улицы был обращен в сторону будущего.
Теперь новая Запольная — почти настоящее. Основная, сложная работа сделана. Строителям осталось «причесать» объект, чем они сейчас и занимаются. А мы можем глянуть мельком через плечо — как шло строительство развязки и подготовка к нему.
В 2011 году Анна Чудинова пишет в очередном номере «Курьера» о первых разобранных домах на старой улице: «О пробивке улицы Запольной на улицу Первомайскую говорят давно, но это всегда казалось чем-то далеким и неосуществимым. И вот, видимо, приближается».
И стало приближаться: начали пустеть дома, уезжать их жители, а в газете появились снимки — брошенные здания и гаражи, пожилые люди. И собаки, которые отсюда не уйдут никогда.
О самой пробивке — как о надвигающейся неизбежности (плюс или минус ставить не будем): проект корректируется, обновляется, но в целом не меняется, пробивка до ул. Чернышевского, финансирование выделено, землю выкупают, стройка начнется скоро, скоро.
«Запольную пробьют до улицы Первомайской, а в перспективе — до Чернышевского. Полагают, что это позволит разгрузить центр города, пустив транзитный и грузовой транспорт по улицам 50 лет ВЛКСМ — Запольная и дальше — в район Дома обороны», писала наша газета в 2012 году. Проект появился еще в 2008-м и принципиально с тех пор не изменился. Добавим, что сейчас обсуждается перевод на новую магистраль нескольких автобусных маршрутов, от которых таким образом освободится улица Республики.
В конце 2014 года контракт выставили на сайт госзакупок. Подрядчиком стала компания «Мостострой-11». Начали пробивку — через старый лог. На тему того, что в городе станет меньше естественного ландшафта и больше на одну шумную и грязную дорогу, была некоторая вялая дискуссия. Рьяно против не выступали — слегка сожалели, разве что.
На эту проблему и у меня нет однозначного взгляда. С одной стороны, жаль, что Тюменку заковали в железобетонный рукав, сравняли овраг, вырубили старые деревья. С другой — и она, и лог были уже совсем грязными, неухоженными, заброшенными. А очищать их, приводить в порядок никто бы, полагаю, не стал. Пусть лучше речка будет сохранена хотя бы в искусственном канале. А когда-нибудь, когда построят монорельсы, и автомобили будут летать по воздуху, Тюменке, глядишь, снова дадут свободу, и лог раскопают обратно. Задача для археологов будущего.
Кроме того, есть такой принцип: не жалей о потере возможности, которой ты не пользовался. Тех, кто этой возможностью — прогуляться по оврагу — пользовался, долго пересчитывать не придется (подростков с пивом не берем во внимание). Так что просто сохраните в памяти старые картины. … Но до пробивки еще был путепровод по Первомайской улице, из-за которого автомобильное движение было направлено в объезд, по Камышинской и далее. Мне лично было удобно: автобус подвозил почти к дверям редакции. Но городу это, конечно, было неудобно. А когда новый путепровод, наконец, сдали, за пробивку взялись с умноженной энергией.
Это всегда шоу — такая большая стройка прямо в центре города. Причем без всяких заборов, которыми обычно стремятся огородиться со всех сторон — и не только, полагаю, для безопасности прохожих. Здесь же все могли видеть работу мостостроевцев — и смотрели. Останавливались сначала на временном мостике, а потом на новом путепроводе, облокачивались на перила.
Финальный штрих готовности дороги — асфальт. И он уже лежит. Осталось меньше месяца до того, как по этому асфальту зашуршат шины автомобилей. Но это далеко не самая сложная работа. Вообще, уважаемый нами ручной и машинный труд рабочих, а также мыслительный труд инженеров не находится на первом плане. Там красуется другой труд: разбирать чужие завалы. Это как рубить головы мифологической гидре.
Первая из них — неучтенные, нигде не записанные, положенные поверх друг друга и друг через друга разнообразные сети — водопровод, связь, тепло, газ. Мы насмотрелись на эти пучки, в которых черт ногу сломит. И ведь ничего нельзя тронуть!
Главная работа в этом случае происходит в кабинетах, на бумаге. Перенести сеть — ответственная работа. Но найти, что это за труба, куда она ведет, кому придется отключить горячую воду, согласовать все мероприятия — волокита.
Другая голова — устройство канала Тюменки. Eще и потому, что весной и летом 2015 года река оказалась в непривычных условиях — и стала заливать низины: стройплощадку и соседние гаражи. Строительное управление «Мостостроя-11» и головной офис признали ошибку — неверно была проложена перепускная труба. Это исправили.
Третья голова гидры — выкуп и снос тех самых гаражей, а также жилых домов. Процесс начался много лет назад, но не все поспешили съехать — еще этой весной ставший незадолго до того новым директором строительного управления Дмитрий Прядко очень нехотя касался темы все еще одиноко стоящего на откосе дома. В итоге все уладили, дом снесли. А те, что пока еще стоят, разбирают по доскам сами горожане.
Хорошо, что можно пролистать газетный фотоархив и увидеть, как менялся этот участок города. Старый овраг со старыми трубами и речкой — кучи разрытой земли, местами залитые водой — промерзлая почва под коркой льда — уже более упорядоченные кучи земли, песка, щебня, стройматериалы. А в конце июля — как будто внезапно: лежит асфальт, стоят отбойники и фонари, прорастает трава на откосах. Но эта внезапность таит в себе долгую работу по битве с трехголовыми гидрами и другими персонажами.
***
фото: Задержавшиеся на работе мостовики и мерзлая Запольная, ноябрь-2015;Укладка асфальта по прямому ходу, август-2016.