X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Куда уходит детство?

Детский оздоровительный центр «Спутник» им. Кижеватова на 23-м км Червишевского тракта до сих пор числится во всех электронных справочниках, даже номер телефона указан. Набираю его, а у самой мурашки по коже…

Чувствую себя героем какого-то мистического триллера: ярко представляю, как в одной из заброшенных деревянных дачек лагеря начинает трезвонить дисковый телефон. Один гудок, второй, третий и… кто-то поднял трубку! Но голос не скрипучий, не загробный. Нормальный такой мужской голос, который на вопрос — «А это «Спутник»?» — со вздохом отвечает: «Бывший…» Вздыхает мужчина потому, что, видимо, не я первая по этому поводу звоню и интересуюсь. Это, знаете, как позвонить человеку, которого уже нет, и изо всех сил по-детски надеяться, что он ответит.

А в случае со «Спутником» речь как раз о детях и идет. Да, некоторым из них уже за пятьдесят, но при воспоминании о беззаботном летнем отдыхе в лагере лица их становятся мечтательными, глаза лукавыми…

— Уж не помню, кто нам сказал, что если возле спящего человека переливать воду из чашки в чашку, то он может не успеть добежать до туалета. Мы попытались это как-то проверить, но девочка, над которой хотели подшутить, как спала, так и спала себе спокойно, а вот мы за это время раза три в туалет сбегали, — рассказала мне Лена. Она отдыхала в «Спутнике» в 70-х годах.

Eе подруга — Настя — ездила сюда с 1993 по 2001 год.

— До этого родители отправляли в «Спутник» мою старшую сестру, поэтому, когда мне исполнилось семь лет, никто даже не задумывался о том, куда я поеду на каникулы. Конечно, туда же! — улыбается Настя. — Кажется, какое-то время отцу — он на АТЭ работал — выдавали льготные путевки, а потом, может быть, родители и сами уже их покупали.

В детстве это было не очень-то важно знать. Куда важнее было деловито и торжественно прочитать вместе с ребятами из смены клятву юного «кижеватовца»: «… Обидам, ссорам, дракам и другим дурным поступкам скажем нет! Будем нести в своих сердцах доброту и память! Клянемся сейчас и всегда быть преданными нашей Родине!»

Клятва эта и по сей день — на уже погнутых, проржавевших металлических листах — венчает большой баннер. На днях Лена и Настя заезжали в «Спутник» (указатель сильно потрепан временем, но упорно стоит на месте, словно тоже когда-то дал какую-то клятву). Они искали поблизости подходящее место для отдыха на природе, а нашли обломки своего летнего детства.

Перешагивая через поваленные сосны и березы — то ли их валили специально, то ли некоторые деревья сами поломались под тяжестью лет, — когда-то юные «кижеватовцы» пытались распознать знакомые места. Вон в бурьяне скульптура аиста, возле которой когда-то позировала вместе с другими девочками маленькая Настя. Вон чаша бассейна — на ее стенке Настя рисовала осьминога.

— Ну, как рисовала — кто-то рисовал, а я раскрашивала, — уточняет она.

Но с учетом того, что девочке тогда было лет десять, это считалось почетным заданием. Бессменный директор лагеря «Спутник» — с тех пор, как ему было присвоено имя Андрея Кижеватова, — Лилия Осипенко вообще старалась придать любым занятиям детей в лагере значимость. Палаточные походы, сплавы по реке Пышма, мото- и велопробеги, почетные караулы, зарницы…

Об этом уже вспоминает директор клуба детского творчества имени Кижеватова Олег Пупов. Eго детство тоже прошло в «Спутнике». Сейчас к нему в клуб приходят уже дети нового поколения, которые о лагере ничего не слышали. Им рассказывают, потому что считают историю тюменского движения «кижеватовцев» и «Спутника» неразделимой. Большинство экспонатов в музее воинской славы в «Кижеватовце» на улице Мельничной, 1 — это экспонаты из музея лагеря, который обустраивала Лилия Афанасьевна. Она же стала инициатором создания мемориала воинам-защитникам Брестской крепости, во главе которых стоял Герой Советского Союза Андрей Кижеватов. В жизнь эту идею воплотил скульптор Геннадий Вострецов. Он и сейчас продолжает ухаживать за монументом, который, дабы спасти от забвения, перевезли из «Спутника» в сквер Пограничников, что в Казарово.

— Когда мы предложили это Лилии Афанасьевне, она очень подробно выясняла, как все это будет проходить, не обманем ли мы. Сразу было понятно, что человек очень трепетно относится к делу всей своей жизни, — говорит председатель общественной организации «Ветераны-пограничники Тюменской области» Нуртдин Ибрагимов.

А сейчас в сквере Пограничников есть и мемориальная табличка, посвященная Лилии Осипенко. То рвение, с которым она изучала историю подвига Кижеватова и стремилась передать свои знания юному поколению, по мнению пограничников, тоже подвиг.

— А видели бы вы, как она в последние годы существования лагеря сама хваталась за ведро с краской, чтобы подготовить его к открытию новой смены! — добавляет Олег Пупов.

… Свидетельство одного из таких открытий — 1996 года — Настя с Леной нашли в одной из дачек. Это план-сценарий, согласно которому дети под песню «Кижеватовцы идут» должны были выстроиться вдоль линейки. Позже отрядам в торжественной обстановке присваивали названия: «Туристы», «Бис», «Девчата», «Эдельвейс», «Клубничка», «Капельки»… Настя говорит, что названия своих отрядов дети перед дачками выкладывали из шишек. Шишек в «Спутнике» и сейчас полно — валяются по всей территории никому ненужные.

… Мужской голос по телефону бывшего «Спутника» сообщил, что теперь эта территория частная. Что здесь будет в ближайшем будущем, вроде как, пока неизвестно. Вероятно, база отдыха. Что до продолжателей движения «кижеватовцев», то они до сих пор надеются, что со временем здесь появится не просто база отдыха, а новый детский лагерь.

***
фото: Сейчас территория «Спутника» выглядит так;11 отряд 2 смена, 1993 год;Тот самый указатель;Лилия Осипенко;Клятва еще жива;Мемориал несколько лет назад отреставрировали и перевезли в сквер Пограничников.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта